«Почему моя сестра не защищает свои права, но борется за чужие?»

Моя старшая сестра Лиза остро реагирует на ущемление чужих прав. Чаще всего это касается мелочей. Например, недавно я восстанавливала утерянные документы. Муниципальные органы затянули сроки выдачи примерно на месяц. Когда Лиза об этом узнала, она пришла в такую ярость, что я еле ее успокоила. Она начала ругать всю систему управления, рассказывать, куда нужно обратиться, и настаивать на том, чтобы я написала жалобу.

Я понимаю, она так поддерживает, хочет помочь. Но у нее самой проблемы, с которыми она даже не пытается справиться. Компания, в которой Лиза работает, задолжала ей около 700 тысяч. И она ничего не делает, чтобы получить эти деньги. То есть Лиза ищет справедливость где угодно, только не в своей жизни. Почему моя сестра не хочет воспользоваться своими же советами, чтобы защитить в первую очередь себя?

Юлия, 27 лет

«Почему моя сестра не защищает свои права, но борется за чужие?»

Алена Прихидько, семейный психотерапевт:

Юлия, мы все знаем поговорки о сапожнике без сапог и о соринке, которую видим в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Также мы говорим: «Чужую беду руками разведу». Они возникли не просто так, а потому, что для них существует благодатная почва.

Чтобы решить проблемы, вашей сестре нужно предпринять массу действий. Если организация задолжала ей 700 тысяч, вероятно, нужно вступать в сложные отношения, возможно, связанные с судом. Это работа не просто трудоемкая, но и сопряженная с большим количеством негативных эмоций, новых конфликтных ситуаций.

Возможно, вашей сестре просто страшно вступать в эту тяжбу, но негативные эмоции в адрес организации – злость, обида – не исчезают, они подавлены. Эти чувства загораются, как только возникает повод. Для вашей сестры стимулом может быть несправедливость со стороны организаций, в вашем случае – муниципальных органов.

Обращение к вам, направление своей злости на посторонний объект помогает ей снять напряжение

Вся ее подавленная злость направляется в сторону тех, кто был несправедлив или оскорбил вас. Это чувство усиливает еще и тот факт, что вы для нее близкий человек. И то, что происходит с вами, она переживает остро.

Автор теории изменений Джеймс Прохазка говорит о том, что человек проходит ряд стадий, когда хочет что-то поменять в жизни. Сначала он даже не подозревает, что конкретно требует пересмотра, затем сомневается, готовится и только потом начинает действовать.

Возможно, Лиза готовится к бою с организацией, чтобы отвоевать положенные ей деньги, и, давая советы вам, переживая за вас, бессознательно создает для себя тренинг по обращению и подаче жалобы. Это подобно тому, как мы тренируемся перед выступлением, проговаривая текст про себя.

Не осуждайте Лизу, спокойно слушайте, не спрашивайте в лоб, почему она не займется своей жизнью, относитесь к ее советам с уважением. Подумайте, что останавливает ее от того, чтобы она начала взаимодействовать со своей организацией. Страх провала? Тревога из-за конфликта? Ощущение некомпетентности? Выученная беспомощность – неверие в то, что деньги вернут? Можно аккуратно спросить сестру, что она думает о вероятности получить компенсацию.

Главное, не давить, помнить, что она, скорее всего, находится в психологически сложной ситуации, с которой ей трудно справиться, и обращение к вам, направление злости на посторонний объект, помогает ей снять напряжение.

Об эксперте

Алена Прихидько – семейный психотерапевт. Организатор проекта «Стопнасилие». Ее страница.