Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Почему я все время даю советы другим людям, даже когда они меня об этом не просят? Мне все время хочется что-то кому-то подсказать, как-то кого-то оценить, высказать свое мнение, посоветовать… Даже если это совсем неуместно. Раньше мне нравилось болтать, шутить и веселиться, а теперь я как будто чувствую потребность стать более серьезной, и проявляется это почему-то в попытках «научить жизни» других людей. А если я сдерживаю себя, то начинаю от этого страдать. Может ли это быть связано с тем, что я вышла на работу и пока чувствую себя здесь самой неопытной?

Марина, 22 года

Вы пишете, Марина, что прежде вам «нравилось болтать, шутить и веселиться», словом, вести себя не очень серьезно. Похоже, сейчас вы пробуете новую роль авторитетной молодой женщины, у которой на любой вопрос есть ответ или уверенное суждение. При этом сами смотрите на эту «незнакомку» без особого восторга, замечая за ней некоторую нудность и поучительный тон. Но она рвется в бой настолько, что при попытке ограничить себя, не давать советов вы чувствуете сильный дискомфорт.

Это говорит о том, что в вас сильна потребность освоить эту новую роль. Возможно, такое желание как-то связано с адаптацией в мире взрослых, уверенных женщин (на работе?) и невольным им подражанием. Есть такие ухоженные и в целом неплохие женщины под сорок. Они любят опекать и наставлять: доброжелательно, но твердо — никому не дают забыть, кто тут главный.

Вот и в вашей новой коммуникативной роли есть что-то учительски-родительское, с той лишь разницей, что вы общаетесь все же с равными, а не с учениками или детьми. Вы примеряете новый стиль общения и, как это часто бывает, примеряете к месту и не к месту.

Перекос в сторону «консультанта по всем вопросам» может быть временным, если это действительно примерка, продиктованная обстоятельствами. Наиграетесь, устанете провозглашать истину и сохраните эту роль только для тех ситуаций, где она кстати и к лицу.

Другое дело, если за возникшей неудержимой тягой к «причинению пользы» лежит потребность в символической власти, влиянии и благодарности со стороны других людей. Тогда стоит подумать о том, чем эта потребность насыщалась раньше и что произошло в вашей жизни с тех пор.