@ ведь сегодня любовные отношения превратились в машину по производству сомнений. Наступила эта вечной подозрительности. Никогда еще не было так трудно доверять любимому существу. Уж не говоря о том, что повсюду мы видим рекламу неверности. Более того, возникает вопрос: а не имеют ли новые технологии своей единственной целью улучшить нашу подпольную жизнь? Давно прошли времена записочек, найденных в кармане. Для ревнивцев открылось огромное поле деятельности. Одна моя подруга проводит долгие часы на странице своего жениха в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Она тщательно анализирует все его статусы. Она подбирает его пароли. Это развивает в ней невроз. А раньше, когда не было мобильных телефонов и способов немедленно установить контакт, были целые периоды, когда мы жили за пределами жизни партнера. Сегодня же пары непрерывно находятся на связи. Больше нет возможности передохнуть друг от друга. Эта моя подруга говорит мне:
– Я больше так не могу, я поставлю «жучок» ему на телефон!
– Что поставишь?
– Ну, такую специальную программу, чтобы читать его сообщения и видеть, где он сейчас находится.
Мы должны согласиться не знать всего о партнере, осознавая при этом, что могли бы узнать абсолютно все.
Я знал, конечно, что она немного психопатка, но тут я испытал настоящий шок. Я объяснил ей, что это будет не стратегия win-win, а ровно наоборот: проигрыш для всех при любом раскладе. «Либо ты узнаешь о нем нечто неприятное, и это неизбежно, потому что у каждого есть свой тайный сад и свои секреты; либо он узнает, что ты за ним следишь, и никогда тебе этого не простит. Ты должна научиться жить с этим страхом и с чувством, что ты знаешь о нем не все». На это она мне ответила: «С тех пор, как ты стал писать колонки про современные пары в Psychologies, ты стал каким-то бесстрастным Буддой в этом вопросе». Охохо. Боюсь, все гораздо сложнее. Но разве не должны мы сегодня более, чем когда-либо, взглянуть в лицо новой эре любовных отношений? Мы должны согласиться не знать всего о партнере, осознавая при этом, что могли бы узнать абсолютно все. Любовь отныне предполагает новый выбор: стараться не заглядывать в телефон любимого или любимой, не следить на его или ее действиями в виртуальном пространстве, за «лайками» и новыми френдами. Принимать от другого только то, что он(а) нам дает.
Я уже слышал истории вроде той, которую мне рассказала подруга. Я почувствовал, что она и сама знает: ее решение сделает ее несчастной, потому что поиски правды любой ценой не принесут ей никакого освобождения. Жизнь в тревожном ожидании обмана со стороны партнера уже сама по себе говорит о том, что ситуация неустойчивая. А у нас к тому же есть ощущение, будто мы можем в любой момент узнать, где сейчас находится другой и что он делает. Это создает невротическое желание знать. Отсюда вытекают эксцессы сверхпрозрачности жизни. А теперь еще и стремление поставить «жучок» на телефон возлюбленному, будто это преступник под надзором. Не превращается ли любовь в полицейское государство, где правит сердце? Вполне может быть.