Повезло же мне с начальницей!

Я ненавижу Елизавету Сандлер! Она чудовищно красива, пугающе умна и уже две недели как занимает должность коммерческого директора в нашей конторе – должность, о которой я мечтал, к которой стремился и которую терпеливо ждал на протяжении двух лет. И за это я ее ненавижу! Это все, что я способен сказать по этому поводу. Мой психотерапевт считает, что мне необходима эмоциональная разрядка, поэтому сейчас я собираюсь выплеснуть все свои чувства на бумагу, ничего не приукрашивая и не смягчая. По его мнению, облекая эмоции в слова, я выпускаю их наружу, могу посмотреть на них со стороны и проанализировать. Что за чушь! Все, что я вижу сейчас, – это два года усилий, нервов и сложных аппаратных ходов. Кропотливый путь к должности, на котором меня нагло обошла эта девица, растоптав все мои надежды своими блестящими «лодочками»!

Она не работает в выходные

Я вернулся к этим невеселым мыслям после уикенда во Владимирской области с Рыбаковыми. Жена постоянно пилит меня за то, что мы проводим выходные с моими клиентами. Она не понимает, что 90% успеха в продажах определяют дружеские отношения. Так что это важнейшая часть моей стратегии – поохотиться с Максом Рыбаковым в непролазной грязи и выразить восхищение его жутким джипом в надежде на то, что он отдаст мне свой следующий крупный заказ. А Лизе Сандлер и в голову не придет проводить выходные с клиентами. И все-таки ей каким-то чудом удалось за два года увеличить объем продаж в своем отделе. Она выгнала всех, кого считала «слабым звеном». Даже Ковалева, который проработал в компании 10 лет и пересидел трех начальников. А эта мадам, которой всего тридцать с небольшим, взяла и выгнала его. Да еще и выиграла от этого. Как она это сделала?! Я должен знать. Еще Лао Цзы, кажется, говорил: «Твой враг – это твой лучший учитель».

Она ведь даже не пьет!

Я позвонил Виктору, бывшему коммерческому директору, место которого теперь заняла Лиза. Мой дорогой друг Витя! Иногда мы чуть ли не дрались за клиентов, старались перещеголять друг друга, но никогда не враждовали и не подличали. Это были просто мужские игры. После работы мы часто ходили вместе выпить пива и поболтать… Кстати, о пиве: Лиза ведь даже не пьет! Честное слово. Мне рассказал об этом один из клиентов, которого я пытался у нее переманить (безуспешно, надо сказать). Это не лезет ни в какие ворота! Как можно преуспеть в бизнесе, а тем более в мужском коллективе, не умея пить? «У нее свой стиль», – хитро улыбается Витя, который, оказывается, даже не в обиде на нее за то, что она его подсидела. Невероятно! «Она умеет наладить контакт с клиентом, но при этом держит дистанцию. Не соблазняет, а располагает к себе». Он рассказал, как однажды на деловом обеде, когда он еще работал в нашей компании, Лиза заказала себе лишь салат. Пока клиент уплетал ростбиф, запивая его вином, она, едва притронувшись к овощам, делала заметки в блокноте. По пути обратно в офис она сказала Вите: «Хорошо, что я заранее пообедала. Я всегда так делаю перед встречей. И для фигуры лучше, и внимание не отвлекается на еду: когда я голодна, могу упустить что-то». Однако это еще не конец истории. Между делом тот самый клиент упомянул о том, что его дочь увлекается музыкой барокко. Через полгода он получил приглашение на два лица на московский концерт ансамбля Les Arts Florissants с Лизиной визиткой и запиской, в которой она выражала надежду, что его дочери это понравится. «Поверь мне, дружище, Сандлер – это что-то!» – с чувством сказал Витя, когда мы прощались.

«Женщина руководит интересней и тоньше»

Наталья Пушкарева, социолог, доктор исторических наук, автор книг «Русская женщина: история и современность» (Ладомир, 2002), «Гендерная теория и историческое знание» (Алетейя, 2007), «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии» (Ломоносовъ, 2011).
Наталья Пушкарева, социолог, доктор исторических наук, автор книг «Русская женщина: история и современность» (Ладомир, 2002), «Гендерная теория и историческое знание» (Алетейя, 2007), «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии» (Ломоносовъ, 2011).

Они добиваются равенства прав и возможностей с мужчинами, но хотят работать и руководить иначе, потому что они – женщины. Чем хороши женщины-боссы и почему их пока так немного?

Psychologies: Чем выше должности – тем меньше занимающих их женщин. Почему так?

Н. П.: Это явление называют «стеклянным потолком». Он невидимый, но почти непреодолимый. Дело тут не столько в мужском шовинизме, сколько в мужской культуре, складывавшейся веками. Не только мужчины не хотят подчиняться женщинам, но сами женщины предпочитают руководителей-мужчин. Пресловутая женская солидарность, о которой так много говорят на Западе, на поверку оказывается мифом. С другой стороны, женщины боятся успеха и бессознательно избегают его. Ведь если женщина успешна – ее тут же обвинят в напористости, в неженском умении достигать цели напролом, действовать по-мужски. А если не справится – скажут, что нечего было «браться за гуж». Пока она раздумывает, принять ли хорошее рабочее предложение, справится ли она с новыми обязанностями, более решительный коллега-мужчина успевает занять спорное место, потому что он «всегда готов». Сказываются и стереотипы в воспитании. Девочек растят послушными, заставляют подчиняться, и в дальнейшем им трудно прорываться за эти жесткие рамки.

Можно ли говорить о каком-то особом женском стиле управления?

Н. П.: Безусловно. Женщина как руководитель интересней и тоньше, чем мужчина. Она всегда – «хранительница очага», «большая мамочка», которая старается учесть интересы многих, если не всех, в коллективе. Опять-таки по-семейному, женщины-руководители щедрее оплачивают работу своих коллег по проекту. Мужчина поощрит тех, кто результативнее, а женщина «войдет в положение». Женщина более социально компетентна, ей лучше удаются переговоры в силу ее гибкости и дипломатичности. Если она создает фирму или ведет научное направление, она терпеливо взращивает свой проект, как ребенка, и не ждет быстрого результата. Мужчина же, не получив немедленной отдачи, разочаровывается. Наконец, женщина организованней, в стремлении к большой цели она, в отличие от мужчины, не упускает из виду технических деталей, оформления документов, грантов, патентов и так далее. Женщина способна подстраиваться под ситуацию, ее ценности подвижны. В целом ее отличает умение не только слушать, но и слышать, понимать и принимать чужую точку зрения. И в зависимости от этого иногда меняться самой. Мужчина же всегда должен настоять на своем. Однако женщины в целом эмоциональнее мужчин и поэтому чаще идут на поводу у своих эмоций. Еще женщину часто упрекают в том, что она склонна погрязнуть в мелочах и не умеет мыслить широко и масштабно, что стратегически она мыслит хуже, чем мужчина. Хотя те, кто все же прорвались на высшие позиции – в России, например, женщин-начальников примерно 40% – обладают и масштабностью взгляда, и умением просчитывать ситуацию на годы вперед.

Многие европейские женщины мечтают удачно выйти замуж и не работать. Может, начался закат феминизма?

Н. П.: Мы действительно везде видим возрождение неопатриархата, в том числе и в России. И церковь, и глянцевые журналы, по сути, зовут женщину к одному и тому же – назад в семью! И многие молодые женщины действительно хотят удачно выйти замуж и не работать. Но тут есть риск: женщина все-таки многое теряет, отказываясь от независимости, от профессиональной самореализации, и впоследствии может стать неинтересной даже для собственных детей. Конечно, если я хочу быть только женой и матерью, то имею на это право. И точно так же мое право – осознанно отказаться от рождения детей и реализовать себя в профессии. Современный феминизм – это вообще равенство возможностей. Каждая выбирает для себя.

Интервью Галина Черменская

Об этом

«Психология женщины» Карен ХорниПоддавшись внушению, женщины видят себя такими, какими их хотят видеть мужчины, уверена женщинапсихоаналитик. Она предлагает иное понимание специфически женских психологических черт, ролей и конфликтов. Проницательный взгляд на женственность, которая складывается из комплексов, недоверия, материнства, мазохизма, напряжения и... любви (Эксмо, 2003).

Она не хочет бороться

Лично я считаю, что игры на чужих струнах недостаточно для успешных продаж, когда речь идет о специальной медтехнике. Торговля – это борьба! Хороший продавец должен подавлять клиента, иметь на него влияние и уметь заставить его раскошелиться. Лиза же позволяет клиенту чувствовать себя с ней на равных и ищет решение, выгодное обоим. Такой подход для меня неприемлем: я-то уверен, что хорошо продает только тот, кто умеет бороться и, более того, побеждать. И к тому же наша профессия требует знания технических тонкостей, это по определению мужская работа. Как можно доверить ее женщине! «Она не делает вид, что во всем досконально разбирается», – заявил мне сегодня за обедом Борис Троицкий. Борис много лет работал в моем отделе. Ему не было равных. Только он мог сорваться и полететь на край света, если наша техника вдруг отказывалась работать. Для меня стало настоящим ударом, когда год назад он попросил меня перевести его в команду Сандлер. «Она нашла время выслушать меня, – признался он потом. – Мне дико надоело каждые две недели летать в Сибирь. Семья разваливалась, я почти не видел детей. В разговоре с Лизой мы пришли к выводу, что половину вопросов можно решать по интернету. Теперь я летаю в командировки не больше трех раз в год». Это было уж слишком… «Идиот, ты что, не мог мне сказать об этом?» – «Я пытался дважды. Но ты заявил, что я создан для таких задач. Отсылая меня подальше, ты просто избавлялся от конкурента в конторе, а заодно наслаждался своей властью».

Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы оправиться от такого удара. Но это был еще не конец. Попивая минералку (ясное дело), этот Лизин прихвостень объяснил мне, что именно он имел в виду, когда сказал, что она не строит из себя супер-профессионала. Клиентам она говорит, что руководит командой классных специалистов, а сотрудникам сообщает: «Вы лучше меня разбираетесь в этом деле, вы более подкованы в технических вопросах и более опытны. Именно поэтому у нас замечательная команда». И, наивные, они ей верят, принимая все это за чистую монету! «Ты никогда не брал нас на деловые встречи с клиентами, – упрекнул меня Борис. – А вот Лиза всегда просит кого-нибудь пойти с ней. Когда я сопровождаю ее, она представляет меня как своего Q. Ну помнишь, такой спец в фильмах про Бонда? Я чувствую, что делаю важное дело. А когда она не знает ответа на технический вопрос, она не отделывается дежурной фразой типа «мы разберемся и все уладим». Она дает мне возможность ответить, потому что доверяет».

Как ей это удается?

Я не могу спокойно это выслушивать. В моем представлении начальник – это тот, кто ведет свой отряд в бой. Он – главный и должен всем показывать, что он самый лучший, самый сильный и самый смелый в команде, а остальные его уважают и немного боятся. Он – «отец семейства», который единолично решает, кого похвалить и наградить, а кого отругать и наказать. Я отказываюсь смириться с тем, что Лиза успешно руководит, действуя иначе. У нее явно есть какой-то секрет. Как ей удалось убедить гендиректора назначить ее? Завтра же займусь выяснением этого вопроса. В метро я случайно столкнулся с Ковалевым, которого она уволила. «Ты вообще ничего не понял, – рассмеялся он. – Я уже пять лет мечтал избавиться от всего этого. Мы с ней вместе разыграли все как по нотам: фиктивная история о серьезной ошибке, мой уход «по соглашению сторон» и вполне реальная компенсация. Это мне и было нужно. Да ведь я и сейчас на нее работаю: советую, знакомлю с нужными людьми. Не бесплатно, сам понимаешь».

Ее пришлось уговаривать!

Моя последняя надежда рухнула. Оказывается, когда наш генеральный предложил ей должность коммерческого директора, она сначала отказалась. «Вы что, с ума сошли?» – удивился он. «Мне нравится моя нынешняя работа, – заявила она. – Если я соглашусь взлететь так высоко, мне будут завидовать, или, хуже того, возненавидят. Придется проводить много времени в разъездах, а у меня – муж и двое детей. Они для меня важнее». И что вы думаете? Гендиректор угрожал, бушевал, но в итоге пошел на уступки: работа по вечерам не больше двух раз в неделю, в остальные дни она возвращается домой рано, чтобы успеть проверить уроки. И даже после этого она попросила отсрочку, чтобы все обдумать и посоветоваться с семьей…

«УСПЕШНЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ОДИНОКИ. ПОЧЕМУ ОНА НЕ КАК ВСЕ?»

Почему, интересно, в этой ситуации никто и не вспомнил обо мне? Я же сидел на работе допоздна и отдавал ей все свои выходные! Почему компания не ценит преданных сотрудников? Успешные женщины чаще всего одиноки, ведь они тоже помешаны на работе. Они сдают детей (если таковые, конечно, имеются) в детский сад или на попечение няни, а сами несутся в офис. Этот успех я понимаю, тут мы с ними играем по одним правилам. А вот такие женщины, как Сандлер, представляют серьезную угрозу: ведь они наглядно демонстрируют, что есть и другой путь, что все эти жертвы ради работы бесполезны. Лиза не отдает себя конторе целиком, не работает на износ. И при этом ее буквально умоляют согласиться занять пост коммерческого директора! После такого мне остается только лечь и умереть.

Три месяца спустя…

Разбирая бумаги на столе, я случайно наткнулся на этот блокнот… Кончается зима, но за окном еще лежит снег. Странно: я чувствую растерянность, перечитывая эти страницы. Как же я был зол и раздражен тогда! Сейчас все наладилось. Я больше не трачу выходные на ублажение клиентов. Благодаря премии я смог позволить себе съездить с женой в отпуск в Альпы. Мне удалось даже выйти на крупную сделку, которая висела на волоске, но коллеги общими усилиями помогли мне исправить ситуацию. Я прихожу домой раньше, почти не работаю по вечерам, и стресс практически исчез. Только вот от пива пока не отказался – но кто знает, что будет дальше?..