Анна Фенько
Сотрудник факультета дизайна Делфтского университета (Нидерланды), автор книги «Люди и деньги».
Работа и волк

«Но ты ведь и так много работаешь», – удивилась я. – «Ну а если бы я заболел? Или если бы я не любил свою работу, а любил, к примеру, рыбалку? При капитализме, работай я меньше, наша семья жила бы хуже. А при социализме уровень жизни напрямую от этого не зависит». – «То есть социализм выгоден тем, кто не любит работать?» – «Или не может».

Вскоре после этого разговора социализм в нашей стране приказал долго жить, и на смену ему пришел капитализм, настоящий рай для трудоголиков. Чем больше ты работаешь, тем лучше живешь. В России стало модно работать на износ, не иметь времени на друзей и семью, а наличие хобби считается уделом неудачников, не способных зарабатывать деньги.

Больше работаешь – лучше живешь? Да, но пока не возникнет чувство: терять уже нечего, кроме своих цепей

Тем временем в Европе, наоборот, появляется все больше социалистических черт. В Голландии, например, запрещено работать больше восьми часов в день. Я столкнулась с этим, когда пыталась нанять сотрудника, который в течение двух недель с 10 утра до 10 вечера должен был следить за ходом эксперимента. Выбрав подходящего кандидата, я послала его в отдел кадров подписывать контракт. Он вернулся озадаченный. «Они говорят, лаборант не имеет права работать 12 часов в день». – «И что же они предлагают?» – «Нанять еще одного, чтобы каждый работал полдня».

В результате у меня оказалось два помощника, но один ключ от лаборатории. На изготовление дубликата нужен месяц, а эксперимент должен начаться завтра. В итоге мне самой пришлось торчать на работе с десяти до десяти, благо у преподавателей рабочий день ненормированный.

Первые два дня прошли нормально. На третий день я обнаружила, что в холодильнике нет еды. Обычно я захожу в магазин по дороге с работы, но после десяти все магазины закрыты. Утром в пятницу я поняла, что мне нечего надеть: обычно я стираю в четверг вечером, чтобы не заниматься стиркой в выходные. В субботу мне позвонила подруга. «Что у вас в Голландии говорят о последнем скандале с электронными письмами?» – «Какой скандал? С какими письмами?» Я всю неделю не смотрела телевизор. Моя жизнь свелась к циклу работа-сон-работа. Да и сна было недостаточно, чтобы восстановить силы. Я стала раздражительной, злилась на опоздавшую электричку и зависший компьютер. В конце второй недели я почувствовала себя рабочим-путиловцем, которому нечего терять, кроме своих цепей. Если бы таких, как я, было много и где-то поблизости мерцал огнями Зимний дворец, мы бы не сговариваясь пошли на штурм.

Может, правы голландцы, что запрещают работать по 12 часов? Они берегут не только физическое и душевное здоровье своих граждан, но и спасают общество от социальных потрясений. А работа – она ведь не волк, в лес не убежит.