Татьяна Бедник
Клинический психолог

Моему ребенку 2 года, просьбы игнорирует (или отвечает категорическим «нет»), не слушается. На спокойный разговор не реагирует, в ответ на более жесткие требования начинает демонстративно рыдать. Понимаю, у меня в его глазах нет авторитета, он мной манипулирует, но как это правильно воспринимать и что делать с таким поведением?

Мила, 26 лет

Такое поведение двухлетнего ребенка вполне объяснимо: именно в этом возрасте малыш начинает осознавать себя отдельным от родителя человеком. В его понимании ваши требования означают подавление его воли, разрушение самости, словно, слушаясь, он остается вашим продолжением. Цель такого поведения ребенка на третьем году жизни — не манипулирование, не непослушание как таковое, а обретение идентичности. И это важный этап в развитии.

Что делать с таким поведением? Признать тот факт, что у ребенка есть право заявлять о своих желаниях и право быть собой. Предоставьте малышу возможность самостоятельно принимать решения в незначительных вопросах, выбирать один из двух приемлемых вариантов: «Ты какую шапку наденешь: красную или синюю?» Дайте ему возможность убедиться в том, что с его мнением считаются.

Прислушивайтесь к малышу, разговаривайте с ним. Ваши слова очень значимы для него. Информируйте ребенка о том, что и когда надо делать. Например, если идет дождь и вы собираетесь на прогулку, надо надеть резиновые сапоги. Закрепляйте последовательность действий, обязательных для выполнения по утрам, вечерам. Рассказывайте об «устройстве» окружающего мира, задавайте вопросы («Если на улице дождь, что надо надеть?»), побуждайте к размышлениям.

Криков малыша тоже пугаться не стоит. Важная особенность детей в этом возрасте — высокая чувствительность: механизмы саморегуляции у них пока не сформированы. Кроме того, ребенок еще не может выразить свое состояние словами, а эмоциональная разрядка нужна. Вот и получается, что малейший дискомфорт, неудача, невозможность получить желаемое могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Ребенок быстро эмоционально «заражается» и легко переключается с одной эмоции на другую. При бурных проявлениях чувств попытайтесь переключить его внимание.

Вы упомянули об отсутствии авторитета у сына. Для детей вообще характерно подвергать сомнению авторитет родителей и нарушать установленные ими правила и порядки. Поэтому от вас требуется последовательность в поведении, четкость и требование неукоснительного выполнения тех правил, которые вы вводите. Зная границы, которые нельзя нарушать, малыш будет чувствовать себя увереннее. А позволив ему нарушить правила, вы столкнетесь с тем, что ребенок будет пытаться сделать это снова.