Анна Скавитина
Член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Сын в 11 классе. Говорит, что «все эти ЕГЭ» никому не нужны. Что можно зарабатывать без института: играть на гитаре в переходах, путешествовать по стране. Много пропускает, сильно съехал по оценкам, хотя в 10 классе учился хорошо. Я боюсь за его будущее.

Алла, Санкт-Петербург, 35 лет

Реакция 16-летнего юноши отражает очень сильные переживания, интенсивный, длительный стресс. Он, как большинство выпускников, пребывает в состоянии, близком к панике, которое пытается отрицать и прикрывать фразами о заработке в переходе. И все вокруг эту панику беспрестанно усиливают: родители, учителя. Это не помогает мозгу включиться и показать даже ту базу знаний, которая у парня сложилась за 11 лет.

В такой ситуации важно успокаивать его: без ЕГЭ можно прожить, это не главное в жизни. Но, судя по всему, вы, Алла, в это не верите, а как раз считаете: не сдать ЕГЭ сродни катастрофе. Взрослые в таком состоянии не могут стать поддержкой выпускнику.

Возьмите бумагу и напишите: что сын может делать, если не сдаст экзамен. Фиксируйте самые страшные свои фантазии. Если отношения с сыном доверительные, можно и ему предложить сделать то же. Эта процедура сама по себе сильно снижает тревогу.

Иногда для родителей ЕГЭ — их персональный экзамен. Будто они учились 11 лет, вкладывая энергию. И когда ребенок его не сдает, проигрывают они — «плохие родители». Мамам и папам стоит задать себе важные вопросы: что изменится в моей жизни, если сын или дочь провалит экзамены? Как cитуация отразится на мне? Возможно, это страх за мое собственное будущее?

ЕГЭ в нашей стране стал неким ритуалом инициации: ребенок заканчивает школу и уходит в самостоятельную жизнь — в колледж, институт. И многие мамы, с одной стороны, очень боятся, что ребенок не отделится, не уйдет. С другой — бессознательно хотят, чтобы он не вырастал. Такой внутренний парадокс лишь усиливает панику вокруг экзамена.