Владимир Дашевский
психотерапевт, кандидат психологических наук, постоянный автор Psychologies, ведущий ТНТ
alt

За секунду до заброса спиннинга представляю мысленным взором, как блесна, поблескивая на солнце, до-о-о-лго летит по пологой дуге метров на 50, разматывая леску… Забрасываю… и…. в трех метрах прямо перед собой слышу громкий глухой всплеск, вижу кучу брызг и краснею.

– Ты глушишь ее, что ли? – так шутит Яшман, мой юный друг, – это он вытащил меня сегодня на рыбалку. В 6 утра. В ш-е-с-т-ь.

Я как-бы невзначай кручу головой по сторонам и быстро понимаю, кому сейчас сочувственно улыбаются рыбаки-соседи, стараясь делать это незаметно.

Яша стоит справа по берегу, стреляя сигареты у прохожих. Не скажу, что он выглядит счастливым, скорее напряжен, но определенно веселей, чем я, ведь недавно он, а не я, поймал маленькую форельку, сидящую в садке, и сегодня он уже не «девственник».

Откуда взялся миф о рыбалке как о спокойном и умиротворяющем занятии? Это жесткое, напряженное, полное конкуренции мужское рубилово!

С ужасом понимаю, что у соседей слева, весело вытягивающих уже седьмую рыбину на двоих, гораздо тоньше и гибче спиннинги, и поэтому они могут запулить свои снасти гораздо дальше, а еще эти снасти у них красненькие, не то что наши бесцветные воблеры. По Яшиному полному безразличия лицу понимаю, что прав и что у нас все плохо.

Вот уже шестой час мы «пашем» на этом пруду, и ни одной поклевки. Солнце жарит, стоим на скользком покатом склоне, каждые две минуты забрасывая спиннинг, а потом медленно сматывая леску, пытаясь подражать поведению маленькой рыбки. Спина болит, плечи затекли, сломанная кисть ноет, хочется есть, а тут оказывается еще, что сбирулины (такая хрень, которая утяжеляет снасть) были лишними! И в прошедшие пять часов у нас просто не было шансов! А ведь я говорил, а я предупреждал… Слава богу, взял с собой термос габы, надо только найти кипятку…

– Замах рублевый – бросок копеечный, – этот гад продолжает оттачивать остроумие. Я делаю вид, что смеюсь.

Каждый раз, собираясь на рыбалку, представляю себе либо скупую хемингуэевскую брутальную эстетику, либо буддийский медитативный покой. И никогда, слышите, никогда еще я не попадал в придуманную картинку. Реальность всегда жестче. Либо жарко, либо дождливо, либо холод собачий, либо рыбы нет, и всегда хочется спать!

alt

Прошло 7 часов, и я поймал свою форель!

Крупную. Побольше уж, чем у Якова. И ведь в тот момент забыл, что рыбачу на рыбалке и должен сохранять невозмутимость, действовать расслабленно и слегка небрежно… Просто как-то не думая забросил спиннинг, подглядывая за соседями слева, поглощавшими теперь огромные гамбургеры, вдруг руки ощутили сладостные вибрации поклевки, судорожно подсек и смотал катушку, Яша – тут как тут с подсачеком – мы вытащили хищника!

– Это первая его! – в очередной раз решил он подчеркнуть свое превосходство. До чего же вздорный юнец, а! Но ничто теперь не могло вывести меня из оргастической эйфории. Я искоса поглядывал на соседей, громко обсуждая с Яшей размер добычи и обстоятельства ее отлова.

Конечно, рыбалка – это не секс, но очень похоже. Особенно когда все происходит незапланированно и в необычном месте.

На следующий день мне нужно было вести дружеское торжественное мероприятие на сто человек. Оно было запланировано давно, и меня попросили быть ведущим.

Несмотря на многолетний опыт ведения тренингов, могу сказать, что я очень нелюдимый человек. С детства не люблю шумные компании и вечеринки, пасую на них. Мне кажется, все люди вокруг веселее и интереснее меня. Обычно я прячусь куда-нибудь в угол и оттуда с высокомерным скучающим, но гордым видом снисходительно наблюдаю за происходящим. Возможно, поэтому 15 лет назад я стал бизнес-тренером, мне было важно «победить» свою застенчивость, стать на несколько часов центром внимания большого количества серьезных дядек и тетек. Тогда это было вызовом, еще каким! А потом перестало и превратилось в рутину, я заскучал и ушел из тренерства.

Через несколько часов ведения праздника я вдруг ощутил эйфорию, такую же, как на рыбалке. Я был в своей стихии, управлял временем, шутил, передавал слово разным людям, был в центре внимания ста человек. Слышал даже, кто-то шепотом спросил кого-то про меня. А я делал, что могу. В конце многие коллеги благодарили за организацию. Было приятно.

Что может быть общего между рыбалкой и ведением праздника? Не новость, что мне до сих пор важно, как я выгляжу в глазах окружающих и боюсь их оценки. Я продумываю, что надеть и как сочетается цвет футболки с носками, и, даже не собираясь специально перед выходом в магазин, который находится прямо в доме, я на секунду осознаю то, что не собираюсь…

Что еще важно… И то, и другое мероприятие было спонтанным (мне внезапно предложили поучаствовать), добровольным (я сам захотел), бескорыстным (даже наоборот, затратным), приятным (я смеялся и радовался), и еще – я ничего не ждал. В смысле, не ждал конкретный результат. По честному, даже на рыбалке хоть я и хотел поймать рыбу, но понимал, что результат от меня не зависит, и не знал, какой заброс будет удачным. А на празднике – какая шутка сработает и что в конечном итоге произведет впечатление на публику.

То есть как не лезть из кожи, результат мне не принадлежит, я отвечаю только за процесс. И никогда не знаешь, какой по очередности штык лопаты наткнется на клад.

И еще. Я знаю, что, если вдруг в 10 вечера раздастся звонок и кто-то произнесет в трубку: «А поехали на рыбалку!», я, скорее всего, соглашусь… Или наверняка соглашусь. Бог его знает…

Об авторе

Владимир Дашевский, психотерапевт, коуч

Cайт: dashevskiy.org