Татьяна Бедник
Клинический психолог

У меня трое сыновей: старшему 9 лет, среднему — 6 лет, младшему — 8 месяцев. Со средним у нас каждый день происходят конфликты, он постоянно протестует. Утром не хочет вставать в сад, вечером не хочет ложиться спать. На все просьбы что-либо сделать он либо отвечает отказом, либо игнорирует их. Провоцирует старшего, дерется, отнимает игрушки, ругается, кривляется, делает все назло и демонстративно. Мы от этого ежедневного кошмара сходим с ума. Помогите, пожалуйста, найти выход из этого замкнутого круга.

Ирина, 39 лет

Трудно однозначно сказать, с чем именно связано проблемное поведение вашего среднего сына: идет ли речь о реакции на рождение малыша или о естественном критическом периоде. Очевидно только, что мальчик сам страдает и не может справиться с возникшими у него чувствами. Когда в семье появляется третий ребенок, происходит перестройка всей семейной системы. Для вашего старшего сына, по сути, ничего не изменилось на этот раз. Он как был старшим ребенком, так им и остался. К этой роли он уже привык. А вот у среднего сына положение в семье изменилось. Не всегда хочется уступать роль младшего в семье, вот и начинается «отвоевывание» родительской любви и внимания всеми возможными способами.

Закономерный критический период 6-7-летнего возраста тоже может проявляться негативным и неадекватным поведением. Что начинают делать родители в ответ на «плохое» поведение ребенка? Как правило, они стараются действовать более напористо и требовательно, что в итоге приводит к усугублению конфликтной ситуации. Другие родители, наоборот, стараются не реагировать на изменения в поведении ребенка, что также не способствует налаживанию семейной атмосферы, потому что ребенок продолжает искать границу допустимого поведения. В обоих случаях в итоге родители чувствуют собственное бессилие, а отношения с ребенком портятся из-за бесконечных скандалов.

Трудное поведение ребенка означает, что ему нужно удовлетворить какую-то жизненно важную потребность. Что же нужно ребенку? Это неправда, что ребенок хочет жить, не выполняя никаких требований взрослых и делая только то, что доставляет ему удовольствие. Прежде всего ребенку нужна уверенность, что его любят. Причем любят не только тогда, когда он хорошо себя ведет, но и в любой другой ситуации.

Родительские требования и запреты вовсе не означают нелюбви к нему. И об этом надо говорить с мальчиком. Кроме того, ребенок чувствует заботу и защиту тогда, когда родители четко проставляют границы дозволенного и недозволенного. Поэтому ребенок должен получать информацию о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Требования к ребенку должны быть последовательны, едины, понятны ему и, конечно же, должны соответствовать возрасту. Ребенку важно чувствовать себя нужным в семье, он должен понимать свое место в ней. Любой ребенок хочет, чтобы им гордились, ценили его достижения и умения. Для этого надо давать возможность научиться чему-либо, например, домашней работе.

Прежде всего надо проанализировать вашу семейную ситуацию и выработать последовательную стратегию поведения. Понаблюдайте за собой и сыном. Когда обращаетесь к мальчику, какие слова вы говорите чаще всего? Как вы думаете, изменения в поведении сына соответствуют его потребностям, задачам развития в данном возрасте? В каких случаях мальчик чаще всего проявляет непослушание? Иногда просто достаточно внутренне перестать «соревноваться» с ребенком. Объясните ему, чем отличается поведение младшего в семье от поведения старшего, все плюсы и минусы такого положения.

Поощряйте любые проявления самостоятельности. Старайтесь как можно больше уделять внимания мальчику в те моменты, когда он вам не докучает. И, напротив, минимум внимания, когда ребенок ведет себя плохо. Просто дайте оценку своего отношения к происходящему: «Мне не нравится, когда так себя ведут», «Мне неприятно». Мальчик должен понимать, что у негативных поступков есть последствия. Не позволяйте, чтобы ваши слова становились «фоном». Если уж вы о чем-то просите, то добивайтесь исполнения своих просьб. Хорошо, если это будет происходить с юмором и элементами игры. Судя по вашему описанию происходящего, мальчик испытывает сильные и сложные чувства. Надо помочь ему научиться их выражать. Говорите сами о том, что вы чувствуете в той или иной ситуации. Обсуждайте с детьми, кто из них и что думает, чем можно помочь. Быть услышанным и понятым — очень важно для человека в любом возрасте.