Mожет ли сон заставить человека изменить свою жизнь? «Отчасти да, если иметь в виду, что увиденное во сне – это результат наших раздумий, размышлений, большой душевной работы, проделанной наяву, – считает психоаналитик Виталий Зимин. – Ведь «особые», озаряющие сновидения обычно снятся тем, кто находится на стадии проработки проблемы, ищет ответы, и эта работа так или иначе продолжается и во сне». В то же время многие люди склонны считать, что сны говорят им о будущем, а некоторые рассматривают их как вполне конкретное руководство к действию... «На самом деле человек видит только то, что уже пережил, другое дело, что во сне мы можем пересматривать наше прошлое, придавать ему новые смыслы, делать другие, более тонкие выводы, – продолжает Виталий Зимин. – Но сон не работает как навигатор GPS, он не показывает нам путь, по которому нужно пойти, он просто облегчает диалог между сознательным и бессознательным и никогда не сводится к простому рациональному объяснению». Именно поэтому каждый раз, когда мы стремимся на скорую руку интерпретировать сновидения, мы ориентируемся на наши внешние знания, не придавая необходимого значения той глубинной информации, которая содержится в образах сна. «А это в корне неверно: работа со сновидениями никогда не приводит к однозначному выводу, о чем был сон, – добавляет Виталий Зимин. – Анализируя увиденное, мы словно заглядываем в свою душу, пытаемся лучше понять самих себя и, возможно, находим в сновидениях то, что заставляет нас менять свою жизнь».
«Он вселил в меня надежду и веру в свои силы»
Анастасия, 35 лет
«Мне снился очень красивый сон: я стою на палубе парохода, который отплывает из Испании, и смотрю на берег – там дома, деревья, люди, им хорошо, они остаются здесь жить. А мне надо уезжать – и такое вдруг меня охватывает отчаяние, что я начинаю плакать, да так, что, кажется, не хватит сил для очередного вдоха. Корабль дает гудок и отходит от берега. Стоящие рядом люди смотрят на меня, я стараюсь унять рыдания, но вскоре понимаю, что это невозможно. Берег стремительно уменьшается в размерах, и вот на горизонте остается лишь полоска земли, где я когда-то жила… И вдруг мне становится легче: рыдания стихают, дыхание восстанавливается, а печаль начинает таять в дымке облаков, как и далекий берег. Я постепенно успокаиваюсь и принимаюсь смотреть не назад, а вперед: где-то далеко меня ждет новое, неизведанное и таинственное… Этот сон приснился мне в очень сложный период жизни: я переживала отделение от родителей, «плыла» навстречу чему-то своему, незнакомому, неизведанному, и это давалось мне крайне непросто. Увидев этот сон, я поняла: мне удастся пережить расставание, принять необходимые решения, расставить все по своим местам. Именно он вселил в меня надежду и веру в свои силы».
«Он показал: комфорт внутри зависит от заботы о том, что рядом»
Андрей, 40 лет
«Этот сон мне приснился лет 15 назад, когда я только начинал свой бизнес. Мне приходилось ежедневно колесить по Подмосковью, осматривать участки под застройку, встречаться с местными чиновниками. И вот снится мне, что я покупаю дом: хожу по роскошному особняку, и с каждой новой комнатой он нравится мне все больше. Гостиная в китайском стиле, «колониальная» библиотека, «арабская» куритель-ная комната… И я отчетливо понимаю, что этот дом – мой, в том смысле, что если бы я строил его сам, то сделал бы все именно так. И вроде бы надо покупать... но не могу. Не могу, потому что дом стоит на свалке, в мусорной пустыне. Проснулся я озадаченным. А через некоторое время мне в руки попала книга Карла Густава Юнга «Воспоминания. Сновидения. Размышления»*, в которой он описывает такой же сон («Я находился один в незнакомом двухэтажном доме, и это был «мой дом»…) и приходит к интересному выводу: «Дом – это в каком-то смысле образ души». И тут я окончательно понял смысл увиденного: нельзя рассчитывать на уютную жизнь в доме, каким бы чудесным он ни был, не изменив к лучшему окружающий ландшафт. И это одинаково относится как к месту обитания человека, так и к его душе».
* К. Г. Юнг «Воспоминания. Сновидения. Размышления». Харвест, 2003.
«Он объяснил мне, как обидно тратить свое время на ерунду»
Катя, 18 лет
«Этот сон мне приснился в девятом классе. Будто с подружками мы ехали в летний лагерь. Я смотрела на зелень придорожных деревьев, потом на секунду отвлеклась, а повернувшись обратно, увидела, что листья за окном пожелтели и проносятся теперь в дру-гую сторону. Подружки, почему-то уже загорелые, обсуждают, как прошло лето. Оказалось, мы возвращаемся из лагеря, отлично провели там время, и я вместе со всеми… И тут я понимаю, что у меня украли целых три месяца жизни, начинаю плакать и кричать, чтобы их вернули. А потом вдруг – бац! – я лежу в постели, ко мне подходит усатый мужчина и говорит басом: «Дорогая, нам стоит подумать о потомстве». Я кричу, что не знаю его и не хочу никаких детей. А потом снова – бац! – и вижу себя в кресле-качалке, закутанную пледом. От безысходности я начинаю плакать тихими старушечьими слезами, входит какой-то молодой человек и говорит: «Ой-ой, опять с мамой «это». И тут я проснулась. Посмотрела в окно (на улице был май), и на минуту мне показалось, что листья пожелтели… И я поняла мораль: не теряйте времени! Это так сильно потрясло меня, что я перестала прогуливать школу, пошла на малый факультет иудаики, стала посещать интересные места. И до сих пор, когда я вспоминаю, как зеленые листья стали желтыми, я ощущаю желание начать делать что-то важное».