Станет ли мой сын лучше всех?

Вот из детского сада ровесника моего сына Давида торопливо забирает мама: «Быстрее! Ты понимаешь, что мы опаздываем на занятия?» Я тут же рефлексирую: «Я – плохая и незаботливая мать. Вон ребята ходят и по секциям, и на музыку, продохнуть не успевают, а я… Э-эх!»

С другой стороны, одна моя знакомая отдала ребенка в школу, где сложно учиться и много задают на дом. И девочке тяжело: на игры почти ничего не остается. Плюс к этому – бассейн и флейта. Иногда она просит маму дать ей время, чтобы разложить на полу кукол и просто с ними поиграть. «А что поделать! Зато в жизни ей будет легче», – говорит ее мать.

Мы чересчур ценим успешность. а это не дает нашим детям очень важной возможности – развиваться постепенно

А еще один наш близкий друг, музыкант, работает с детьми, которые уже несколько лет занимаются музыкой… и ненавидят ее. Он «реанимирует» их интерес, утраченный из-за многочасовых монотонных занятий и гонки за первыми местами на конкурсах. Похоже, эта гонка за интеллектуальными достижениями обуяла многих из нас, современных родителей: в большинстве случаев мы стараемся, чтобы наш ребенок знал больше и умел все лучше всех.

Мы убеждены, что в сегодняшнем мире необходимо быть умным, ловким и живучим. Иначе – того и гляди скинут с рабочего места более прыткие коллеги. Кажется, что из наших детей просто необходимо воспитать акул бизнеса или дорогостоящих звезд спорта. И это в целом понятно: сегодня наше общество пытается найти опору хотя бы в благосостоянии. А чтобы заработать деньги потом, дети должны сызмальства учиться выживать.

Только мне кажется, что такая завышенная ценность дипломов и успешности не дает детям очень важной возможности – развиваться постепенно. Слишком рано они узнают, что необходимо быть первым. Часто вырастают в заблуждении, что если хорошо учиться – то будешь много зарабатывать.

На примере многих известных и талантливых людей можно увидеть, что успеваемость в школе и большое количество секций не обязательно ведут к богатству. А большое количество денег не всегда ведет к счастью. Как же быть? По-моему, главное – чтобы ребенку нравилось заниматься чем-либо. Наши дети полны надежд, желаний и планов, и если им не мешать, а только аккуратно помогать и направлять их – результат нас очень обрадует.

Например, недавно мой старший сын Гаврила настойчиво попросил меня отвести его туда, где учат играть в баскетбол. Теперь, несмотря на большое количество тренировок и требовательность педагога, он занимается в школе олимпийского резерва. Это было его обдуманное решение.