Я предъявляю к себе завышенные требования в надежде, что смогу добиться большего. Составляю нереализуемые планы, а потом занимаюсь самоедством. Мне неприятно все, что я делаю, смотрю в зеркало — и вижу там неудачницу. Не знаю, как быть.
Александра, Москва, 24 года
Да, есть мнение, что мы должны прыгать выше головы. Это возможно, если такую планку считать не целью, а недостижимым идеалом, указывающим направление. И еще — если у вас философски-оптимистическое отношение к неуспеху. Всего этого вам, Александра, и не хватает. Есть какая-то кнопка, с помощью которой вы запускаете механизм, выработанный давно.
Давайте подумаем, как взрослые ведут себя с ребенком, чтобы у него сложился такой «порочный круг». Во-первых, они плохо знают ребенка и не понимают, что он на самом деле может, а что — нет. Во-вторых, выдают желаемое за действительное: хотят, чтобы дети как можно раньше все умели. В-третьих, взрослые не учат конкретным шагам. Когда нам, маленьким, кто-то говорит: «ты должен», как не поверить? Ты просто обязан смочь, ведь хочешь оправдать чьи-то надежды. Но если по-честному, тебе сначала должны были показать, как это делается, потом сделать вместе, а после еще дать поупражняться. Без этого даже зашнуровать ботинки с первого раза не получится. Тут появляется раздраженный взрослый и вздыхает: ужас, как можно этого не уметь! И тебе должно стать стыдно, потому что это не просто ошибка, а катастрофа.
Со временем ребенок и сам научится обесценивать маленькие достижения и горько плакать от сознания собственной никчемности. Не утверждаю, что в вашем детстве было именно так. Но вы явно воспроизводите в своих терзаниях обоих участников — взрослого и маленького. Если пытаться с этим механизмом что-то делать, переучивать надо не маленького, а внутреннего взрослого — признать, что он обманщик и лентяй, пусть даже и хотел как лучше. И что именно ему надо научиться ставить реальные цели, разбивать их на задачи, оценивать ресурсы и подбирать инструменты.