Какие ассоциации рисуете вы при слове «медитация»? До поездки в Азию она для меня была явлением загадочным, полезным для здоровья, буддийско-азиатским и доступным только избранным. Но практическую пользу я понять до конца не могла. Когда нет возможности увидеть или пощупать результат труда, то руки опускаются уже после нескольких попыток.
И все-таки я чувствовала, что медитация хранит в себе некую силу, способную изменить мою жизнь к лучшему. Чтобы понять ее суть, вовсе не обязательно оперировать теоретическими знаниями. Более того, нежелательно! Каждый сможет сформулировать свое понятие медитации, и оно будет самым сокровенным, правильным и глубинным.
Я проделала тысячи километров из Украины в Азию в поисках лекарства для души. Изучала разные культуры и религии, наблюдала за бытом людей и пыталась понять секрет высокодуховности азиатского мира. Мне казалось, что технику медитации можно освоить, лишь отправившись в монастырь или посетив мастер-класс лучшего гуру. Так я и сделала. Когда мой мозг стал угрозой не только для меня, но и для окружающего мира, я отправилась на курс випассаны.
Випассана в переводе с языка пали означает «видеть все таким, какое оно есть»
Випассана в переводе с древнеиндийского языка пали означает «видеть все таким, какое оно есть». Проще говоря, если занятие в фитнес-клубе тренирует тело, то курс випассаны укрепляет мышцы ума и расширяет сознание естественным путем.
Спортом я заниматься умела, а медитировать – нет. Вот и отправилась учиться в медитативный центр випассаны по системе Н. С. Гоенка недалеко от города Баттамбанг в Камбодже. Приехала я туда в канун Нового года. Там его и встретила, приняв решение вступить в новый год осознанно.
В течение десяти дней на курсе запрещено говорить, читать, писать и любым другим способом контактировать с внешним миром. Все, что требуется от «самозаключенного», – следовать расписанию и не мешать заниматься практикой другим.
Другие – это сотня буддийских монашек в белом, кхмерские женщины в свободных одеяниях и несколько иностранок в разноцветных шароварах. Мужчин я рассмотреть не успела: территорию разделили деревянной перегородкой и открыли в последний день курса. Вся эта картина, мягко говоря, напоминала психиатрическую лечебницу. Только люди пришли сюда добровольно.
День начинается в 4 утра, а заканчивается в 9 вечера. Каждые полтора часа звучит гонг как сигнал о начале и конце медитации. В отведенное время – завтрак, обед и вечерний чай. Вся еда вегетарианская, довольно разнообразная и вкусная. После полудня прием пищи желательно ограничить или вовсе свести на нет. В перерывах между медитациями – уборка в кельях и на территории, вокруг кампуса.
Все условия для знакомства с настоящим собой, впервые в жизни
Настоящий монашеский уклад, никаких внешних забот и напоминаний о мирском бешеном ритме. Нет надобности казаться, доказывать, убеждать, флиртовать, играть. Все условия для знакомства с настоящим собой, впервые в жизни.
Я никогда раньше не занималась медитацией – было опасение, что может не получиться. Поэтому настроилась запоминать максимум информации. Однако вместо длинной речи о таинствах буддийской практики мы получили лишь короткое наставление: «Примите удобную позу. Выпрямите спину. Наблюдайте за дыханием: вдох – выдох». Никаких образов, звуков или счета в голове. Только концентрация на потоке циркулирующего воздуха. Не отвлекаться, не засыпать, не ругать себя.
Со всеми тремя «не» с первой минуты возникают сложности. Образы знакомых и незнакомцев то и дело отвлекают от главного – дыхания. Сознание требует внимания, терпения и особого отношения к себе. Ум изобретает все новые сценарии и приглашает в гости разных героев. Настоящее реалити-шоу, в котором ты выступаешь в роли ведущего, режиссера, актера и зрителя в одном лице.
«Откуда столько шума в голове? Неужели я не способна выбросить все мысли хотя бы на минуту». С ударом гонга выскакиваю из этого бурлящего потока, с огорчением и досадой на саму себя. Но бежать некуда.
Вдох – выдох. На третий день ум действительно успокаивается. Поэтому и задание немного усложняется. Теперь нам предстоит «сканировать» физическую оболочку тела. От макушки до пяток, каждый миллиметр необходимо прочувствовать и исследовать.
Не стоит цепляться за состояние прекрасного, а то сгоришь вместе с ним
Позу менять нельзя. Возникает боль, она часть процесса. Самое главное – принимать все, что ощущаешь, но не реагировать. «Анитча», что на языке пали значит «ничто не вечно». Боль, если на ней не зацикливаться, утихнет. Счастье – прекрасное чувство полета. Но горючее рано или поздно заканчивается. Не стоит цепляться за состояние прекрасного, а то сгоришь вместе с ним. Ты всего лишь сторонний наблюдатель происходящего процесса. Только так можно увидеть реальность происходящего и безоценочно принять настоящее.
Когда мысли отпускают разум, всецело охватывает процесс сканирования. Время летит незаметно. После медитации чувствуешь приток сил и одновременно внутреннее спокойствие. Повседневные дела: прием пищи, принятие душа, наведение порядка – обретают новые формы и краски. Даже с моей близорукостью я стала различать форму листьев и фактуру коры дерева. А еще ощущать запах вечернего воздуха и шероховатость поверхностей, чувствовать вкус воды.
В последний день снимается запрет на молчание. Можно делиться впечатлениями и общаться даже с мужчинами. Состояние, подобное легкому алкогольному опьянению: очень кружится голова, есть желание говорить, но не хочется сказать ничего лишнего. Каждое слово имеет вес. Аура эйфории и освобождения царит вокруг. Кажется, мы все понимаем друг друга с полувзгляда. Разница в возрасте, национальности, языках больше не имеет значения. Не важно, кто ты и откуда.
В последний день после медитации мы дарим «метту» – вселенскую любовь и благодарность. А дальше желаем друг другу счастливой жизни без обещания встретиться вновь. Это тот случай, когда хочется отпустить друг друга как можно дальше, чтобы пролить свет осознанности на каждый миллиметр планеты. Кстати, никакой фиксированный платы за курс не взимается: в самом конце каждый «выпускник» может пожертвовать столько денег, сколько считает возможным, не в ущерб себе. На эти деньги центр дарит добро и свет следующим ученикам.
Я изобрела свой рецепт: 15 минут медитации каждое утро и вечер
Спустя несколько дней я начала терять концентрацию и безмятежность. Учителя на курсе настойчиво рекомендовали продолжать практиковать випассану по часу утром и вечером. Иначе все волшебство испарится так же незаметно, как возникло.
Я понимала, что в повседневной жизни не найду мотивации для двухчасовой практики. Но при этом была уверена, что медитация мне нужна как воздух. Тогда я изобрела свой рецепт: 15 минут медитации каждое утро и вечер. Плюс осознанное присутствие и концентрация на выполнении повседневных дел. Ингредиенты моего блюда счастья очень просты и доступны. И за ними вовсе не обязательно ехать в Азию.