Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Мне хотелось бы получить совет компетентного психолога по поводу работы. Пытаюсь понять, поменять мне ее или продолжать мучаться.

Александр, 29 лет

Итак, Александр, вы работаете в научном институте в большом, но не столичном городе и изнываете от скуки. Работу менять побаиваетесь, родные отговаривают: сейчас не время. А учиться между тем вам нравилось, это у вас получалось. Вы подробно описываете результаты всех мыслимых и немыслимых тестов и экзаменов, через которые прошли. Вы словно рассказываете «историю болезни» и просите рецепт счастья.

Думаю, всерьез полагая, что подробности расскажут о вас достаточно и я смогу выписать точное средство. Я позволю себе предположить, что главные трудности так привычны для вас, что вы их просто не видите. Они состоят вот в чем: вы абсолютно пассивны по отношению к себе и верите в то, что знание — всегда сила. Вам нравилось учиться, вы с удовольствием потребляли знания и получали свои «отл.».

Заслуженные, честные, они — лишь признание того, что вы поняли и запомнили все, что требовалось. Судя по вашему подробному письму, в этом нет интереса, страсти, увлеченности предметом или темой. И сейчас, как и в студенческие годы, вы не ставите перед собой цели и задачи, плывете по течению. Вам не нравится работать и вообще быть взрослым, поскольку взрослый человек сам делает свою жизнь интересной. Это ведь только так говорят: «интересная работа», имеется же в виду другое: «я нахожу в своей работе интерес», «придаю ей смысл».

Понимаю, что отечественная наука не в лучшей своей поре, и все же дело не в ней. Наши усилия оценивают другие люди, а смысл того, что мы создаем (производим), мы находим сами. Пока что ваша жизненная позиция остается реактивной: вы только реагируете на происходящее, но не проявляете инициативы сами. А это для образованного человека — скучная история, будь он гуманитарий или математик, столичный житель или провинциал.