Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Я устала воевать со своими начальницами — авторитарными, несправедливыми. Они так похожи на мою маму. Работа с психологами ни к чему не привела, что мне делать?

Наталья, 54 года

Наталья, вы анализируете свой гнев, направленный на определенный тип поведения властных женщин-руководителей, — они «всегда правы», часто кричат и склонны обвинять всех вокруг, в том числе и за собственные ошибки в работе. И приходите к классическому выводу о поразительном сходстве этих дам с вашей мамой — чувство протеста и бурная реакция на придирки и грозный тон очень похожи. Но что же дальше, раз такая связь установлена?

Похоже, вы выросли в семье, где поиск виноватых и разборки по этому поводу — единственный повод для общения. Но до тех пор, пока вы обвиняете маму в плохом обращении и разряжаете набранные в детстве «патроны» в похожих на нее начальниц, вы делаете то же самое, что и она, — в некотором смысле продолжаете традицию.

Ваш вопрос — как мне помочь себе? — неизбежно ведет к другим вопросам. О том, в частности, чем дорога для вас собственная позиция: гнев и возмущение несправедливостью, пусть даже ведущие к неприятностям, по-своему могут быть настолько сладостны, что отказаться от них трудно. Поскольку вы человек начитанный и психологически подкованный, позволю себе назвать это явление его официальным именем: вторичная выгода симптома. Тем более что вы практикуете «жесткое противостояние и борьбу тяжеловесов» много лет, то есть альтернативные модели поведения не осваивали.

Вы уже знаете, почему реагируете так, но это мало что изменило. Если у вас действительно есть намерение сделать следующий шаг, задайте другой вопрос. Спросите себя: зачем? Если ваша привычная реакция дает вам что-то, от чего вы не готовы отказаться, «советы психолога» ничего не изменят.