Леонид Кроль
Директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии (ИГиСП)
Взлететь на предпоследнюю ступеньку

Вот когда дело сделаем, тогда можно будет и остыть, и подобрать упавших... Александр словно чувствовал свое, особое, сжатое субъективное время, и надо было им воспользоваться, чтобы не плестись за другими, а раздавать пинки. Да и вообще пусть спасибо скажут, что разбудил их и слегка разогнал облака человеческой тупости.

А подчиненные, даже ближайшие, почему-то не переставали пугаться, как будто перед ними было природное явление неистовой силы. Уставали от него, да и сам он иногда мучился. На время нашли выход: стали нанимать личных помощников – как прокладку между бенгальскими взрывами творчества и рабочей исполнительской машиной. Но и помощники проблему полностью не решали.

Я предложил Александру завести легкую алюминиевую лестницу – такую, чтобы удобно было, как только нужно «запеть петухом», плюнуть вширь, прокричать вещее слово или просто обратить внимание на особую важность момента, – взлететь на предпоследнюю ступеньку и голосить что есть мочи. Идея пойти от этой присущей ему манеры, а не бороться с ней, пришлась ко двору, хотя и был момент преодоления сопротивления и неловкости.

Это было забавно и творчески, а это он любил, да и не чужд был самоиронии. К тому же если человек любит покрасоваться, то вот ему и колокольня, и насест в одном предмете. Вокруг этого быстро возникла своя слаженная игра: если он готов был издать победный крик орла, утаскивающего зазевавшуюся курицу, то кому-то не лень было и сбегать в кабинет за лесенкой. Слой любви в этой организации многое значил.

После немедленного эффекта наступил и долгосрочный: лестница позволила начать замечать и дозировать крики. А от «приручения» привычки недалеко было и до обуздания ее. Расчет был на то, что игрушка нова, использование требует мужества и риска, а эффект мог быть достигнут быстро и без дидактики. Задача, как мы с ним договорились, состояла и в том, чтобы в этой доведенной до абсурда ситуации все же выглядеть элегантно. Мы попробовали, и у нас получилось. Этот опыт управления собой показал лишний раз талантливого человека, который свои поражения может превращать в победы.

Год спустя при встрече он рассказал, что лестница ему вскоре надоела и он стал ею пренебрегать. Но и кричать, как выяснилось, почти перестал…