В понедельник, 3 апреля 2017 года, в 14:30 в Санкт-Петербурге на перегоне между станциями «Сенная» и «Технологический институт» в вагоне метро произошел взрыв. Причина взрыва – самодельное взрывное устройство. Генпрокуратура официально признала случившееся терактом. Второе взрывное устройство, не сработавшее, найдено на станции «Площадь Восстания». В результате погибли 14 человек, около 50 получили ранения.
Оксана Батаева (была на станции «Сенная площадь», когда туда подъехал поезд, в котором произошел взрыв):
Мы вышли из своего поезда на «Сенной» и пошли по переходу, и тут же услышали не очень громкий хлопок. Все повернули обратно, на станцию, туда уже подъехал поезд, весь в дыму. Так что было видно только два вагона, а весь хвост поезда был спрятан за дымовой завесой. Зачем мы вернулись? Хотели посмотреть, что там случилось, но в толпе люди стали говорить про взрыв, и мы испугались, что сейчас опять что-нибудь рванет, и стали уходить.
Паники ни у кого не было, люди спокойно расходились. Не помню криков или чтобы кто-то плакал. Только запомнилась одна женщина, которая была с ребенком лет пяти. Она ужасно испугалась и бегом бросилась к выходу.
Что я почувствовала? Страха не было, потому что мы не поняли, что случилось – просто пожар или что-то еще
Что я почувствовала? Страха не было, потому что мы не поняли, что случилось – просто пожар или что-то еще. Понимаете, в кино ведь взрыв как показывают? Все летит в разные стороны, огромная взрывная волна и все такое. А тут тихий хлопок и все, только очень много дыма. К тому же я работала в МЧС и знаю, что паниковать в таких ситуациях нельзя.
Потом объявили, что станция закрыта. Пострадавших или раненых мы не видели.
В городе сейчас спокойно, но очень трудно передвигаться. Такси загружено полностью, маршруткой непонятно как добраться... Никто ничего не понимает. Весь город в шоке.
Анна Шмелева (подъезжала к станции «Сенная площадь» от станции «Невский проспект»):
Я была в поезде, который подъезжал к «Сенной площади» примерно в 14.30. Взрыва я не слышала. В какой-то момент повалил дым. У людей началась паника, было очень трудно дышать. Я ехала с тренировки, у меня в сумке была мокрая футболка – я закрыла ею нос. Машинист объявил, что по техническим причинам поезд будет возвращен на станцию. Нас вернули на станцию «Невский проспект». Вокруг был дым, едкий. Было непонятно, что это теракт, поэтому я попыталась попасть на красную ветку через «Достоевскую», потом через «Площадь Восстания», не вышло. Мне позвонил друг, который сказал про теракт. Я испугалась и начала выходить из метро: была давка. На улице толпа. Все, что хотела, – побыстрее уйти оттуда.
Елена Гагарская (шла по переходу на соседней станции «Садовая»)
Я шла по переходу на станции «Садовая», когда раздался взрыв. Такой глухой и мощный. Весь поток людей в одно мгновение замер. Остановились сразу все. Как будто на паузу нажали. Я еще подумала: «как в кино». Все поняли, что что-то взорвалось. Мне показалось, что взрыв произошел в тот момент, когда поезд стоял. Думаю, если бы взорвалось в тоннеле, мы, наверное, не услышали бы его так громко. И вся эта побелка или пыль не осыпалась бы так сильно. Но это мое предположение. Кто-то из толпы сказал – «это взрыв». Со всех сторон повалили клубы пыли. По громкой связи объявили: «Станция «Площадь Восстания» закрыта и работает только на выход». Эти слова были как толчок в спину – все сразу пошли.
Люди закрывались от пыли. Кто-то шел на выход, а кто-то на свой поезд. Я сделала переход, доехала до своей станции, села на автобус, и тут девушка рядом со мной начала звонить маме и плакать: «Мама, в метро был взрыв, со мной все в порядке». Весь автобус стал это обсуждать. Я зашла в магазин перед домом.
– Какой ужас, на Садовой был взрыв! – сказала кассирша, глядя в мобильный. – Я знаю. Я только что оттуда.
– Какой ужас, на Садовой был взрыв! – сказала кассирша, глядя в мобильный.
– Я знаю. Я только что оттуда.
Понимаете, я же могла оказаться там, я же езжу мимо этой станции каждый день... И сегодня тоже могла не делать переход, а доехать до следующей станции. У меня два варианта пути домой: по синей ветке, где произошел взрыв, я возвращаюсь, если есть время и не очень поздно. И по ней же еду каждое утро на работу. А по фиолетовой возвращаюсь, когда задерживаюсь, так как она ближе к дому. Сегодня просто решила побыстрее добраться, чтобы в магазин заскочить, готовить собиралась… У дочки завтра день рождения, 25 лет… Теперь я на все смотрю по-другому. И этот день рождения теперь будет особенным...
Знаете, я, конечно, буду теперь об этом взрыве думать… но не хочу бояться! Правда! Я вот пытаюсь сейчас что-нибудь приготовить, но честно… руки ничего не хотят делать.. Завтра работаю, и не знаю, будет ли синяя ветка открыта. Думаю, сегодня уже будут предприняты определенные меры. Но вопрос «Почему?» так и повис в моей голове. И я бы хотела услышать ответ на него: «Почему нас убивают? Почему мы не защищены?!»
«К каждой трагедии мы заново изобретаем способы горевания». Когда что-то случается в мире, мы к каждой трагедии заново изобретаем способы горевания. Минута молчания, цветы и свечи к месту трагедии, попытка символами отразить свое горе: поменять фото в соцсетях. Нам хочется объединяться, чувствовать, что мы едины, что мы сможем справиться с горем все вместе.
«После потрясений». В обычной жизни стресс неизбежен: природные катастрофы, болезни, конфликты. Но мы не отдаем себе отчета в том, что иногда эти испытания продолжают воздействовать на нас спустя месяцы и даже годы. Это относится и к постоянному фактору стресса в современном мире – терроризму. Как распознать посттравматический стресс – в статье.
«Как говорить с детьми о терроризме».Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро… Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым. Детские психологи Елена Морозова и Александр Венгер советуют, как помочь нашим детям справиться с этой задачей.
Бесплатная психологическая помощь пострадавшим
Бесплатная психологическая помощь для свидетелей и пострадавших от взрыва в метро Санкт-Петербурга.
+7 (812) 299-99-99 — телефон доверия ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу
+7 (495) 983-79-01 — справочная МЧС РФ
+7 (499) 216-99-99 — единый телефон доверия МЧС РФ
Вы можете также бесплатно обратиться напрямую к конкретному специалисту по указанным телефонам:
Очеретный Михаил, гештальт-терапевт
+7 (921) 33-55-068
Донченко Ирина, психолог
+7 (918) 042-19-58, скайп gechtalt
Ермошина Татьяна, психолог
+7 (904) 510-67-98
Захарова Людмила, психотерапевт
Viber (переписка) 8 (904) 770-86-75.