1. Сам фон Триер, конечно. Все дело в том, что этот скандалист, манипулятор и осквернитель хорошего тона существует в ином масштабе, чем почти все теперешнее, так сказать, искусство. Для него любовь имеет цену, лишь если оплачена смертельным самопожертвованием («Рассекая волны»). Он верит в достоинство только того, кто узнал бездны унижения («Догвилль»). Для него имеет смысл вера, только если действительно существует дьявол, пусть и в лице убитой горем европейки («Антихрист»)… Он меряет человека законами Вселенной, и люди для него как планеты – так же значительны и так же во вселенском масштабе ничтожны. Фон Триер заявил об этом напрямую в «Меланхолии», фильме о взаимоотношениях в одной семье на фоне ожидания конца света.
2. Парад планет. Большая планета Меланхолия, стремительно несущаяся к Земле и грозящая уничтожить все живое, оказывается единственным средством от меленькой депрессии обеспеченной блондинки с ямочками на щечках. Только макромасштабная угроза, по Триеру, способна положить конец никчемным ритуалам, бракам далеких по сути людей и прочему адскому семейному и социальному лицемерию.
3. Изменение фильма в ходе фильма. Фон Триер меняет стилистику внутри картины, и это нужно видеть своими глазами. Как бытовая, лирическая слегка драма, чуть-чуть комедия превращается в сагу о конце мира, а киноязык триеровской же «Догмы» сменяется языком, позаимствованным у прерафаэлитов. Будто герои переходят внутрь полотна Джона Эверетта Милле «Смерть Офелии».
В РОЛЯХ: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Шарлотта Рэмплинг, Кифер Сазерленд, Джон Херт.
Ларс фон Триер, (Lars von Trier), датский кинорежиссер и сценарист, обладатель Большого приза жюри Каннского фестиваля за фильм «Рассекая волны» (1996) и «Золотой пальмовой ветви» за «Танцующую в темноте» (2000).
Кирстен Данст в мае на Каннском кинофестивале получила награду «Лучшая актриса».
Виктория Белопольская