alt

1. «Фильм морального беспокойства». Когда-то было такое направление в польском кино, во многом подготовившее свержение тоталитаризма в тогдашнем соцлагере. Это фильмы, герои которых оказываются в обстоятельствах категорического морального выбора. Среди тех немногих, кто после смерти Кшиштофа Кесьлевского решается поднимать эту тему, – датчанка Биер. Она согласна со своим соотечественником Ларсом фон Триером: кино должно манипулировать эмоциями зрителя, поражать его. Но уточняет: и тем самым пробуждать в нем лучшее. Такова «Месть» – фильм о человеке исключительной доброты и духовного опыта, категорически отрицающем насилие, но… оказавшемся в ситуации, когда он должен принять насилие как свою вину. Потому что исходит оно от его 10-летнего сына, который решил отомстить за обиду отца.

2. Оскар. «Месть» получила в этом году Оскара как «Лучший зарубежный фильм» – и здесь экспертное мнение киноакадемиков безошибочно. Потому что это серьезный и трогающий фильм о драме мира, чье ладное устройство – лишь картонный фасад. За ним нет главного – согласия и понимания.

3. Открытый мир. Герой «Мести», врач, гражданин одной страны, отправляется на помощь людям другой – работает в лагере беженцев в Африке. И его психология – психология человека граждански ответственного, то есть цивилизованного. А ведь цивилизованность – всего лишь выучка думать не только о себе. Нашей же стране, так остро страдающей изоляционизмом и «центрпупизмом», этот фильм просто необходим.

В РОЛЯХ: Микаэль Персбрандт, Трине Дирхольм, Ульрих Томпсен, Ким Бодниа.

Сюзанна Биер (Susanne Bier) – 51-летний датский режиссер, лауреат Оскара-2011, на ее счету 11 фильмов. Кстати, одна из ее картин, «После свадьбы» (After the Wedding, 2006), уже выдвигалась на премию Оскар. «Человеку без границ» (Микаэль Персбрандт) предстоит понять своего ребенка.