1. Современно. Рассказывая историю успеха вымышленного художника Джеда Мартина, сначала прославившегося необычными фотографиями мишленовских карт, а затем циклом живописных портретов знаменитостей, вроде Билла Гейтса и Стива Джобса, Уэльбек анализирует тайные механизмы мира современного искусства. В его романе действуют Пиарщица, Галерист, байер от Абрамовича, арт-критики, кующие репутации. Художник, в разгар суеты вокруг его творений, скромно стоит в стороне.
2. Откровенно. Уэльбек наполняет роман именами своих современников – писателя Фредерика Бегбедера, знаменитого французского телеведущего Жан-Пьера Перно, самых дорогих художников Дэмиена Херста и Джеффа Кунса, а также… Мишеля Уэльбека, пьющего, одинокого и умного, которого автор-тезка ведет к весьма резкой развязке. Высмеивая ограниченность участников арт-рынка, Уэльбек становится серьезен, когда говорит о смысле искусства. «Я хочу оставить свидетельство о мире...» – объясняет Джед Мартин журналистке. В этом, кажется, заключается назначение художника и по Уэльбеку: зафиксировать рождение, жизнь и финал – идей, вещей, людей. Вот только сделать это без фальши и вранья можно, лишь сохраняя полную независимость от критиков, в уединении и служении делу. Кстати, именно так, по слухам, и живет в последние годы сам писатель.
3. Мудро. В «Карте и территории», получившей в прошлом году престижную Гонкуровскую премию, разлита тихая, почти нежная меланхолия. Не ранящая, не надрывная, звучащая точно приглушенный шумом метро и голосами барочный концерт в наушниках. Нетипичная для автора усталая мудрость.
Corpus, 480 с.
Майя Кучерская