1. Мечты родителей. Известный ученый, автор важных (но все же не переломных) статей о физике элементарных частиц, мечтает, чтобы его сын прорвался в гениальность – туда, где на человека снисходят научные озарения, меняющие мир. С младенчества ребенку подсовывают периодическую таблицу, вместо кино и зоопарка возят в тундру смотреть солнечное затмение, а в качестве Диснейленда предлагают Стэнфордский линейный ускоритель. Но все напрасно! Натан мечтает быть как все: играть с одноклассниками, ходить в поход, целоваться с девчонками в гараже и украдкой разглядывать порножурналы.
2. Таланты детей. И все же гениальность приходит к нему – только совсем не та, о которой мечтали родители. В результате травмы у Натана открывается способность к синестезии – особому образному восприятию – и запоминанию любой информации (сюжет вдохновлен, по словам Доминика Смита, работами выдающегося советского нейропсихолога Александра Лурии, который описал подобный феномен). Так вот оно наконец, дарование в прямом смысле слова, посланное свыше, – только что с ним делать? Надо каким-то образом направить его на пользу науке, уверен отец Натана. Надо распорядиться им так, чтобы покончить с собственной обособленностью в мире, – считает Натан.
3. Вопросы жизни. Где проходит грань между талантом и посредственностью? Можно ли воспитать гения? В какой «высшей инстанции» решается вопрос о человеческой одаренности и делает ли она человека счастливее? Все эти темы – и другие, о любви отца и сына, о семье и чувстве вины перед близкими, об одиночестве и избранничестве, о вере и науке – составляют прекрасное разнообразие этого емкого романа, где ни одна из нитей не брошена и не оборвана, все они сплетены, завязаны в тугой узел и дотянуты до конца.
Азбука, 352 с.