Ирина Одоевцева покинула Россию в 1923 году, большую часть жизни провела в Париже, а в 1987 году, в возрасте 92 лет, приняла приглашение советского правительства и вернулась в Петербург, город своей юности и литературного расцвета. До эмиграции она воспринимала себя исключительно как поэта, но после начала писать и прозу, которая – в отличие от ее знаменитых мемуаров – до сих пор почти не публиковалась в России. А потому сборник «Зеркало» для российского читателя новость. Новость важная и очень хорошая. Пусть на первый взгляд и покажется, что рассказы и три романа («Ангел смерти», «Изольда», «Зеркало»), вошедшие в книгу, слишком женские. Их страницы действительно пропитаны духами и туманами, героини Одоевцевой то и дело выбирают себе платье, примеряют вечерние туфли, пудрятся и спешат на свидание. Кажется, еще немного, и все эти истории эмигрантских адюльтеров, уходов от скучных и бедных русских мужей к блестящим и успешным иностранцам обернутся мелодрамой, бульваром. Но нет, никогда. Эту женскую прозу написала женщина, которая училась стихотворчеству у Гумилева, общалась с Цветаевой, Мандельштамом, Буниным, но главное, обладала абсолютным поэтическим слухом и чуткостью к слову. Так что вопреки звучащей здесь теме эмигрантского сиротства и несмотря на трагические развязки, проза Одоевцевой доставляет огромное эстетическое наслаждение. Розовая луна, дождь, ритмичный как дыхание, оттенки любовного чувства... Красота и неразгаданность этого мира, который чуть мерцает, точно отраженный в зеркале, – вот с чем вы останетесь, закрыв книгу.
РУССКИЙ ПУТЬ, 656 с.
Ирина Одоевцева (1895–1990), русская поэтесса и прозаик, ученица Николая Гумилева, автор литературных мемуаров «На берегах Невы» и «На берегах Сены» (обе – АСТ, 2009).