Эйнштейн поразил мое воображение сначала как человек и только потом как ученый. Заинтересовал удивительной биографией прежде, чем научными достижениями. Факты его жизни, мало-помалу мне открывавшиеся, потрясали своей противоречивостью. Маргинал, совершивший революцию в физике. Неправоверный еврей, возглавивший сионистское движение. Отец теории относительности, не признавший квантовую механику. И так далее.
Странное дело: все это, казалось, не вызывало удивления у биографов Эйнштейна. Но меня история его жизни ошеломила своим неправдоподобием. Миф об Эйнштейне родился сам по себе, никем не созданный. И это обратило Эйнштейна в подлинного героя своей эпохи.
Эйнштейн стремится к рационализму и благоразумию как в философских, так и в политических вопросах. Раз Вселенная существует по законам здравого смысла, то и люди должны им руководствоваться. Но по иронии судьбы страх перед нацистским атомным оружием заставляет его — убежденного пацифиста — поддержать создание атомной бомбы. И все-таки не сила, а здравый смысл даст людям ключ к решению их разногласий, и единение всегда лучше конкурентной борьбы.
Но самое главное – его свободный от предрассудков разум представляется мне настоящим образцом того, как нужно жить. Он не признавал никаких авторитетов, догм, условностей. Жил, думал, действовал не иначе как по собственному усмотрению. Всеми совершенными ошибками был обязан не церкви, не партии, не доктрине, не моде, а исключительно самому себе. Многие ли из наших современных интеллектуалов могут похвастаться тем же?
Его даты
- 14 марта 1879: родился в городе Ульм (Германия).
- 1896-1900: учеба в Федеральной политехнической школе Цюриха.
- 1905: труды по квантовой теории, по теории относительности и взаимосвязи массы и энергии (E = mc2).
- 1915-1916: формулирует общую теорию относительности.
- 1919: во время солнечного затмения экспериментально подтверждает теорию относительности.
- 1921: Нобелевская премия по физике.
- 1926: начало великого спора с Н. Бором и М. Борном об основах квантовой механики.
- 1933: переезд в Принстон (США).
- 1941: письмо Рузвельту, побудившее того приступить к созданию атомного оружия.
- 18 апреля 1955: скончался в больнице Принстона (США).
Ключи к пониманию
Вселенная познаваема
Вселенная поддается рациональному познанию – эта мысль завораживает Эйнштейна с юных лет. Человеческий разум способен выявить законы «небесной механики» – и найти им соответствия в земной природе. Конечно же, это не чудесное совпадение, а проявление трансцендентности мира – общности миропорядка, независимого от нашего сознания и опыта. Вселенная – не божественное творение, а сам Бог. При таком видении научное исследование оказывается духовным поиском, а физика – метафизикой. Эйнштейн неизменно отмечает духовную направленность своей научной работы.
Размышлять прежде всего
Человек не может только исследовать мир – он должен его осмыслить. Поэтому науке следует отказаться от индуктивной методологии – сначала факты, потом идеи. Правильный путь – обратный: сначала теория и только потом сопоставление с фактами. Эйнштейн таким образом провозглашает главенство теории.
Истина красива
Вселенная, признанная божественной, должна подчиняться совершенным законам. Идею совершенства трудно осмыслить, не будучи ученым. Ведь что требуется от научной теории? Точность, правдоподобие, соответствие научных прогнозов наблюдаемым фактам. Но Эйнштейн хочет большего. Он стремится выстроить безупречно красивую научную модель, основанную на простых и немногочисленных принципах, ясных причинно-следственных связях. Найти явлениям подлинное объяснение. Ошибка безобразна, истина красива. Ошибкам не место в теории, ее цель – истина. К примеру, теория гравитации – закон всемирного тяготения, сформулированный Ньютоном, прочно вошел в обиход физической науки. Но Эйнштейн подвергает сомнению классическую формулировку, потому что, по его мнению, в общетеоретическом смысле она небезупречна. А значит, не отражает истинного положения вещей. Эйнштейн отказывается от ньютоновской теории гравитации и создает свою – общую теорию относительности.
Человечество едино
Человечество – часть всеобщего космического порядка и, значит, одно целое. Люди похожи, а все, что их разъединяет – национальности, расы, религии, – не более чем пережиток прошлого. Стремление к единому миропорядку заставило было Эйнштейна отказаться от своих еврейских корней и стать гражданином мира. Но перед лицом сначала ожесточенного антисемитизма, а вскоре и нацизма он вступает в ряды участников сионистского движения – «поборников еврейства».