Эпикур – человек со слабым здоровьем, который мучился жестокими болями в животе, питался хлебом и водой, призывал жить незаметно и проводил время в своем саду. Когда ему исполнилось лет 70, он лег в ванну, выпил вина и умер в сильных мучениях, стараясь отвлечься от них размышлениями.
Чем привлекало людей эпикурейство? «Это философия обывателя, – подбирает «ярлык» Михаил Гаспаров. – Именно обывателя, который немножко имеет, большего не хочет, никого не обижает… Кто уставал от жизни, тот приходил к эпикурейцам…»*
Прошло две с лишним тысячи лет. «Происходило это в Париже в 60-х, – вспоминает философ Роже-Поль Друа (Roger-Pol Droit). – Нам было по 15 лет, и мы обожали всякие выходки. В тот день мы с приятелем написали по-древнегречески на большом плакате: «О горе! Горе! Эпикур мертв!» – и пошли по бульвару, выкрикивая: «Babai, babai, o Epicouros thetneke!» Прохожие шарахались от нас. А мы радовались как ненормальные и были страшно горды собой…» Но есть у древнего грека поклонники и посерьезнее. «Суть мудрости Эпикура стала нам явственной в 70-е годы, – свидетельствует писатель Юрий Дружников**. – Как сохраниться, когда вокруг все плохо?.. Он помогал нам на кухне стать независимыми от внешней судьбы, от ханжеской власти, изо всех сил старался «отвращать и изгонять те мнения, которые порождают наибольшее смятение души…»
Прожить незаметно у Эпикура не получилось: он и сейчас вдохновляет юных и дает утешение уставшим. Он учит, что счастье достижимо: радуйся тому, что имеешь, дорожи близкими и ничего не бойся…
Его даты
- 341 год до н. э.: Эпикур родился на греческом острове Самос в небогатой семье афинских колонистов. Отец был учителем, мать – заклинательницей духов.
- 320-310: учится философии. Эпикур – младший современник Платона и Аристотеля, ученик учеников Демокрита.
- 310-309: основывает философскую школу сначала на острове Лесбос (Греция), а затем в Лампсаке (Малая Азия).
- 306: переселяется в Афины, покупает поместье (дом с садом) и там принимает учеников, в том числе женщин и рабов.
- 300-280: пишет трактаты и другие сочинения; уцелело несколько писем и фрагментов, остальное мы знаем в пересказе современников и более поздних философов.
- 271: умирает в Афинах в окружении близких. По его завещанию дом, сад и архив переходят к его ученикам.
Ключи к пониманию
Избавиться от страхов
Чего мы боимся больше всего? Смерти, боли, божественного гнева. Но бояться смерти глупо: когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда нас уже нет. Наши связи с миром, наши отношения с реальностью возможны только посредством чувств, которые передает нам наше тело. С исчезновением чувств ничто больше не существует. Невозможно бояться того, чего не существует и в чем никак нельзя удостовериться. С болью тоже все не так плохо. Продолжительную боль можно вынести, а сильная боль не длится долго (мы теряем сознание или умираем). Терпеть боль помогают воспоминания о прошлых удовольствиях или воображение будущего блага. А если все-таки боль невыносима, у человека есть право добровольно уйти из жизни.
Об этом
- Эпикур «Фрагменты» (цифровая книга) Директмедиа Паблишинг, 2002.
- Валентин Асмус «Античная философия» Высшая школа, 2001.
- Сергей Житомирский «Эпикур» (исторический роман) АСТ: Астрель, 2001
Наконец, бояться богов совсем уж ни к чему. Они существуют в своем мире, мире совершенных и бессмертных, и люди их совершенно не заботят. Они не следят за нами и ничего от нас не требуют. Мы не должны им поклоняться или подчиняться. Все решения принимаются в нашем мире, и принимаем их мы сами.
Ценить привязанность
Нет на свете ничего более нежного и по-настоящему человеческого, чем дружба. Ничто не сравнится с удовольствием от разговоров, общего смеха и моментов близости с теми, кто нам дорог, кого мы любим и кто любит нас. Друзья и ученики, свободные и рабы, мужчины и женщины отовсюду стекались к Эпикуру, чтобы проводить время в его саду. Его учение – это не только гимн наслаждению в одиночестве, но еще и прославление глубокой связи, существующей между людьми.
Наслаждаться покоем
Отправная и конечная точка нашей жизни – это наше тело. А его потребности ограничены, и удовлетворить их просто: вода, немного еды и место, чтобы спать. «Кто умеет жить на хлебе и воде, тот в наслаждении поспорит с самим Зевсом». Избегать следует неограниченных желаний, не связанных с жизненной необходимостью (особенно недолюбливал Эпикур желание властвовать), и пристрастия к роскоши: «Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной». Настоящее наслаждение – отсутствие боли, страхов и страстей, невозмутимый покой души.
* М. Гаспаров «Занимательная Греция». Терра-Книжный клуб, 2009. **