Александр Кабаков о книге Ирины Муравьевой
Александр Кабаков – лауреат премий Аполлона Григорьева и «Большая книга», автор романов и сборников, в том числе «Русские не придут», «Беглецъ. Дневник неизвестного» (АСТ: Астрель, 2010, 2009), «Московские сказки» (Вагриус, 2005).

«Новый роман Ирины Муравьевой «День ангела» – прекрасен. Прекрасна проявленная в нем историческая память. Это не память на детальки – это знание, в какой стране ты живешь. Ирина замечательно рассказывает о Москве 1930-х годов, описывает знаменитый бал у американского посла, который послужил основой для булгаковского бала у Сатаны. Но главное – в романе затронута тема сотрудничества либеральной западной интеллигенции с Большим террором. Чтобы напомнить, как все эти Ромены Ролланы и Лионы Фейхтвангеры приезжали сюда во время открытых процессов и потом писали, какое здесь царит счастье, нужна немалая гражданская смелость. По одной причине: напишешь, как левая интеллигенция прогибалась, – тебя никогда не переведут, потому что западная интеллигенция по-прежнему левая. Муравьевой на это, слава богу, наплевать. Она описывает судьбу американского журналиста из «Нью-Йорк таймс», жившего в Москве. Это реальный человек. Он был наемным журналистом сталинского Кремля. В 1960 году его задним числом лишили Пулитцеровской премии, которую он получил за свои лживые репортажи. Вместе с тем, как всегда у Ирины, это книга о роковой любви. О ломающей, патологической подчиненности женщины недостойному мужчине. И еще это очень здорово написано, технически изысканно. Порой проза становится ритмизированной и превращается в белые стихи».