alt

Это аксиома: косметические средства должны быть эффективны и безопасны для здоровья. Современная косметика становится настолько сложной, а требования к ней настолько высоки, что можно с легкостью запутаться в маркировках и обозначениях, предназначенных на самом деле для нас, потребителей. Как узнать, содержатся ли здесь спирт, природные или химические компоненты, есть ли потенциальные аллергены, консерванты и ароматизаторы? Наш совет: читать эту статью с упаковкой в руке, чтобы детально во всем разобраться.

Составные части

Список компонентов должен быть доступен для прочтения – согласно этому правилу перечень веществ, входящих в состав косметического средства, обязательно должен быть помещен на упаковке под надписью Ingredients или «Состав». Там указываются все компоненты в соответствии с международной номенклатурой INCI: экстракты природного происхождения указываются на латыни, прочие составляющие – на английском или русском языке. Например, rhodiola rosea (родиола розовая) или rosmarinus officinalis (розмарин).

Чем больше латинских названий, тем больше в данном средстве природных экстрактов.

Компоненты списка располагаются в порядке убывания.

В начале перечисляются те, которые содержатся в средстве в наибольшем количестве. Как правило, первые три вещества покрывают 80% состава и представляют собой основу средства.

За исключением средств макияжа, первой в списке почти всегда оказывается вода (aqua или water), на которую приходится примерно 60% состава. В большинстве традиционных косметических средств к ней добавляются «увлажнители» (глицерин, сорбитол, пропиленгликоль) и жироподобные вещества (триглицериды), создающие ощущение комфорта на поверхности кожи. Потом идут минеральные масла, получаемые из нефти (петролатум, жидкий парафин), дающие примерно тот же эффект, что и «увлажнители», – слегка смягчают кожу. Они безобидны и обладают превосходной переносимостью, поскольку кожа их просто не усваивает. Затем следуют силиконовые масла и воски; их названия часто заканчиваются на «он» (диметикон, циклометикон, фенилтриметикон, стеарилдиметикон), «ан» (циклогексасилоксан) или «полимер» (акрилат кополимер). Эти синтетические вещества создают ощущение легкости нанесения, мгновенного впитывания средства в кожу. Они безвредны, но имеют тенденцию несколько подавлять дыхание кожи и корней волос.

Степень доверия

Можем ли мы быть уверены, что вся информация, указанная на упаковке, корректна? В определенной степени гарантией этого может служить значок из трех букв «РСТ». Это аббревиатура Ростеста – инстанции, которая осуществляет государственный контроль и выдачу сертификатов соответствия на все средства, которые можно купить в магазинах. Для получения сертификата проверяются органолептические свойства средства

(его запах, цвет, консистенция), биохимические и микробиологические показатели. Сертификатом соответствия подтверждается состав, способ применения и срок годности средства. На упаковке обязательно указывается адрес производителя, а в аннотации – название фирмы-дистрибьютора, занимающейся распространением этого средства на территории России. Именно по этим адресам можно обращаться, если вдруг возникли претензии к качеству средств.

Что в активе?

Далее по списку следуют собственно активные компоненты и добавки, потом консерванты, антиоксиданты, красители и составляющие парфюмерной композиции. Это те составляющие, на которые стоит обратить особое внимание людям с чувствительной кожей. Например, одним из источников кожных реакций считаются ароматизаторы. Обратите внимание на слова parfum или fragrance – если слово стоит в конце списка, то средство слабо ароматизировано, если в середине – то сильно. Что касается антиоксидантов, то чем их больше, тем лучше. Они предохраняют кожу от старения, а само средство – от порчи. Это могут быть производные витаминов Е (токоферол, альфа-токоферол, токо-ферол ацетат) и С (аскорбиновая кислота, аскорбил глюкозид), экстракты чая (camelia sinensis), ферменты, названия которых всегда кончаются на «аза» (супероксид дисмутаза, глютатион пероксидаза). Красители обозначаются кодом, начинающимся на «CI» (colour index), после которого следуют пять цифр. Увы, эти компоненты не приносят коже никакой пользы.

Консерванты – еще одна составляющая косметики, которой практически невозможно избежать. Обычно это так называемые парабены (метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен, бутилпарабен), они эффективны и хорошо переносятся кожей. Главное – удостовериться, что они располагаются в конце списка.

Тесты и испытания

«Клинически доказанная эффективность», «тесты in vitro» или «in vivo» – что все это на самом деле означает и какую пользу мы можем из этого извлечь? Большинство уважающих себя косметических марок стремятся подтвердить эффективность своих средств – они заказывают клинические исследования в научных лабораториях, специально лицензированных для их проведения. Поэтому фраза «эффективность средства клинически доказана» – несомненный плюс. С другой стороны, результаты клинических исследований – это закрытая коммерческая информация. Обнародовать их полностью или частично – это решает сама косметическая компания, здесь мы можем доверять только ее репутации.

Что касается словосочетания «тесты in vitro», оно относится к любым испытаниям или исследованиям, проводимым в искусственной среде, на культуре клеток. Каждый компонент, а затем косметическое средство в целом проходят такие лабораторные тесты. В случае получения положительных результатов последуют тесты in vivo – на живых организмах, как правило, в клинических условиях, на добровольцах, под контролем врачей.

Если средство «некомедогенно», значит, в его состав не входят компоненты, которые могут вызвать закупорку пор, – его можно использовать для кожи, склонной к образованию угрей. Такие средства часто имеют маркировку «oil-free», то есть в них не входят минеральные масла, но при этом они могут содержать растительные или искусственные масла.

Как в аптеке

Многие привыкли считать, что косметические средства, купленные в аптеке, более безопасны и надежны, чем прочие. Так ли обстоит дело в действительности?

Несколько фактов к сведению.

  • В России средства аптечной косметики регистрируются и сертифицируются как обычные парфюмерно-косметические продукты. Проведение клинических исследований на территории РФ не является необходимым требованием. Тем не менее некоторые компании-производители для повышения доверия покупателей проводят такие испытания (информация об этом обычно есть в аннотации к средству).
  • Фраза «одобрено дерматологами» означает, что продукт протестирован на добровольцах под контролем дерматологов и врачи засвидетельствовали отсутствие нежелательных дерматологических реакций. Однако эти исследования заказываются и производятся за счет компании-производителя, а не независимыми экспертами.
  • Если средство «гипоаллергенно», значит, риск возникновения аллергической реакции снижен до минимума. Нулевого риска не существует, поскольку контактный дерматит возможен при использовании самых безобидных веществ.

Срок годности

Обычно указание срока годности можно найти на дне упаковки, например: Expo 04/2008 означает «использовать до апреля 2008 года». Срок годности у средств декоративной косметики – до пяти лет. У средств для ухода за кожей он гораздо короче и, как правило, не превышает тридцати месяцев. Для таких средств используется специальный значок: изображение баночки с открытой крышкой, на которой указаны цифра и буква «М». Эта маркировка обозначает срок годности после вскрытия упаковки. Например, «12М» значит, что средство сохраняет свои свойства в течение двенадцати месяцев после вскрытия упаковки. Чтобы не запутаться, можно записать день, когда вы начали пользоваться средством, рядом со значком. Все средства можно хранить в обычных условиях при комнатной температуре, хотя желательно не подвергать косметику действию прямых солнечных лучей.

Экологичность

В последнее время все более высокими становятся требования к экологичности продукта. Многие средства содержат маркировку «не испытывалось на животных», это относится к каждому компоненту сырья и к конечному продукту в целом. Как правило, на животных проводятся токсикологические тесты – в основном для лекарственных средств. Фраза «не испытывалось на животных» всего лишь свидетельствует о том, что косметическая марка поддерживает современные этические ценности. Точно так же как значок с двумя противоположно направленными стрелками говорит о том, что компания платит налог на переработку упаковки, – никакой иной практической пользы для потребителя в этом нет.

Существует особая разновидность косметических средств – экокосметика. Например, все средства, получившие сертификат Ecocert, содержат минимум 95% веществ природного происхождения. При этом не допускается использование многих синтетических веществ, а также веществ животного происхождения, за исключением меда, молока и пчелиного воска. Экстракция компонентов должна производиться с использованием натуральных растворителей, и стадий обработки должно быть как можно меньше.

Маркировка BDIH, учрежденная в 2001 году в Германии, использует понятие «природная косметика» и опирается на список, содержащий 690 разрешенных компонентов из примерно 20 тысяч существующих. В числе наиболее известных марок, представленных в России, – Wala, Weleda, Dr. Hauschka.