мелочи
Фото
Getty Images

Оливер Буркеман (Oliver Burkeman) – британский публицист, автор книги «Антидот. Противоядие от несчастливой жизни» (Эксмо, 2014).

В психологии есть понятие фоновых факторов стресса. Можно отыскать научное определение этого понятия, но проще обойтись конкретными примерами. Вспомните коллегу за соседним столом в офисе, который, разворачивая принесенные из дома сэндвичи, каждый раз шуршит фольгой так, будто исполняет соло на литаврах. Вспомните принтер, который непременно сомнет одну страницу вашего документа, сколько бы их там ни было. Вспомните ассистентку отдела, которой взбрело в голову из миллиарда популярных песен выбрать самую дурацкую, и именно ее сделать мелодией звонка на своем телефоне. Вспомнили? Вот все это и есть фоновые факторы, которые, по мнению психологов, служат одним из основных источников стресса.

Почему нас это выводит из себя?

И правда – почему? Ну шорох фольги, ну неприятная песня, но ведь ничего катастрофического. Проблема, однако, в том, что мы беззащитны перед этими воздействиями. Мы неплохо справляемся с раздражающими факторами, которых можем ожидать. Поэтому если в офисе громко гудит кондиционер, то это сильно мешает в первый день работы, но перестает иметь хоть какое-то значение к концу первой недели. Мелкие же неприятности, о которых идет речь, непредсказуемы. И ассистентка со своим телефоном оказывается у вас за спиной, когда вы этого совсем не ждете. А коллега извлекает обед в фольге ровно в тот момент, когда вы говорите по телефону.

«Поставьте себя на место тех, кто вас раздражает»

Потребность в автономии – одна из важнейших потребностей любого из нас. А все эти мелкие факторы стресса раз за разом указывают нам на то, что мы на своей работе нисколько не автономны и не в силах контролировать происходящее.

Что делать?

Ключевое слово – «делать». Прежде всего, не надо клокотать злобой, бессильно стискивая зубы. Есть вы в состоянии что-то изменить – сделайте. Скажем, вы немножко разбираетесь в принтерах. Так почему не попробовать его починить, чтобы он перестал, наконец, «жевать» страницы? Даже если это не входит в ваши служебные обязанности. А если песня в чужом телефоне так неприятна, наденьте наушники – и включите музыку, которая вам не мешает, а помогает.

Второй важный шаг – поставьте себя на место тех, кто вас раздражает. Все мы склонны считать, что если кто-то испытывает наше терпение, то непременно делает это нарочно. Но чаще всего это не так. Что, если менеджеру за соседним столом просто не хватает денег на нормальный ланч в кафе? Или он так любит свою жену, что считает себя обязанным питаться исключительно тем, что она приготовила? Первое печально, второе, пожалуй, даже мило, но ни в первом, ни во втором точно нет никакого злого умысла по отношению к вам.

«Победная поза» – прямое положение тела с расправленными плечами – снижает выработку гормона стресса кортизола»

И, кстати, отсюда вполне может следовать вывод, что и сами вы, того не подозревая, тоже кого-то чем-то раздражаете. Просто вам тоже об этом никто не говорит. А зря: нет ничего страшного в том, чтобы вежливо предложить коллеге заворачивать свои сэндвичи не в фольгу, а в целлофан, или попросить ассистентку уменьшить громкость звонка. Попробуйте.

Польза вместо вреда

И еще пара полезных советов. Коль скоро мы выяснили, что наше раздражение происходит из невозможности контролировать происходящее, почему не попытаться вернуть себе контроль доступными способами? Социальный психолог Эми Кадди (Amy Cuddy) установила, что положение тела влияет на биохимические процессы в мозге. И так называемая «победная поза» – прямое положение тела с расправленными плечами (а в идеале – еще и с разведенными в стороны руками) – снижает выработку гормона стресса кортизола и стимулирует выделение тестостерона. Попробуйте принять такое положение – и ощущение контроля вернется.

Или сделайте источники стресса поводом для расслабления. Возьмитесь практиковать, например, глубокое дыхание – ощущая, как воздух проникает сквозь ноздри и постепенно заполняет легкие. Это очень действенный способ, а секрет в данном случае состоит в том, чтобы использовать раздражающие факторы как своего рода «будильник». Как только вы слышите музыку из телефона ассистентки, начинайте глубоко дышать – пусть ее звонки станут для вас напоминаниями о начале «занятия». Сделав это привычкой, вы превратите фактор стресса в сигнал к обретению олимпийского спокойствия.