Уход за собой для современного мужчины жизненно необходим. Вряд ли деловой партнер сможет всерьез сосредоточиться, если его взгляд будет останавливаться на грязных ногтях или неухоженных волосах собеседника. Что уж говорить о женщинах, у которых (не без помощи кино- и глянцевой индустрии) сложился определенный стереотип внешности преуспевающего мужчины: с матовой кожей, модной стрижкой, холеными руками, рельефным торсом и, разумеется, модным парфюмом. Неудивительно, что для многих молодых людей маникюр сегодня становится такой же неотъемлемой частью подготовки к первому свиданию, как и покупка цветов. Мужчинам не меньше, чем женщинам, нравится ощущать себя объектами внимания и заботы. Визиты к косметологу или массажисту доставляют им удовольствие… хотя, оглядываясь на вековой образ сурового воина, они, стиснув зубы, молчат о подобных «слабостях». Теперь же, когда ситуация изменилась и быть холеным стало модно, любой мачо может без зазрения совести наслаждаться косметическими благами. Мужчина, приходя на маникюр или эпиляцию, уже не рискует собственным имиджем, равно как и покупая крем от морщин. И если еще несколько лет назад в мужских компаниях было принято обсуждать лишь новости со спортивных арен, политику и автомобили, то теперь там можно услышать и мнения по поводу тех или иных косметических новинок. Мужских, разумеется.
Новые критерии
Каждое воскресенье 44-летний Александр, менеджер по продажам, принимает продолжительную ванну с эфирными маслами, нанеся на лицо подтягивающую маску. «Я гетеросексуал, у меня есть девушка, и нельзя сказать, что я жертва моды или косметики. Но я ценю маленькие жизненные удовольствия, особенно если они полезны для здоровья и внешности», – объясняет он свой косметический ритуал. И при этом подчеркивает, что его ванна «с лавандой, но не с розой», а маска Masque Liftant из мужской линии, Eisenberg Homme. «Мне кажется, все женщины ценят, когда мужчина подтянут, ухожен и хорошо пахнет», – делится 32-летний Михаил (адвокат, разведен и в стадии «массового обольщения»). Он признается, что регулярно делает массаж, педикюр, маникюр и тщательно следит за фигурой, будучи уверен, что «три лишних кило делают на три года старше!».
К знаменитому триптиху предметов мужского беспокойства – облысение, толстый живот, размер пениса – добавились морщины, мешки под глазами, дряблое тело и избыточный вес. «В нашем рыночном обществе физическая форма стала визитной карточкой, – отмечает философ Микела Марзано (Michela Marzano). – Худощавым, подтянутым и молодым, как правило, легче достается и продвижение в карьере, и успех в личной жизни». А социолог Жан-Франсуа Амадье (Jean-François Amadieu) видит в культе мужской моложавости еще и следствие женской эмансипации: «Равноправие привело к тому, что женские и мужские стереотипы стали общими. Оба пола теперь имеют право носить смокинги, ездить на байках, курить сигары, равно как и делать маски, массажи и эффектные укладки».
Читайте также: Новые коды мужской красоты
Великие консерваторы
Конечно, далеко не все мужчины стараются довести свою внешность до совершенства. По большей части они остались детьми своих отцов и внуками дедов, которые считали уход за собой лишь гигиенической процедурой. Пена для бритья и лосьон после него по-прежнему остаются лидерами продаж. Периодически эти потомственные консерваторы соглашаются использовать бальзам для губ и крем для рук – те, которыми пользуются их жены или подруги. Но решение купить средство от морщин или лифтинг-сыворотку дается им тяжелей, чем пресловутый годовой отчет. Зато, увидев, что препарат работает, нередко они становятся его преданными адептами. «Самая постоянная клиентура – это мужчины, – замечает Ирина Кравченко, консультант Biotherm. – Они не любят экспериментировать и метаться от бренда к бренду. Особенно это касается взрослых клиентов. Но уговорить такого покупателя протестировать новинку непросто». Именно поэтому мужские косметические линии обновляются намного реже женских, а многие хиты продаж в них десятилетиями остаются неизменными. В отличие от женских марок, где крем «живет» в среднем лишь пару лет: женщины охотнее верят в то, что нет предела совершенству, и чаще изменяют привычному крему с продвинутой новинкой.
Большая разница
Кстати, деление средств на мужские и женские – это не просто уловка для увеличения продаж. Помимо нескольких тысяч волосков на подбородке и щеках кожа мужчин имеет еще ряд особенностей. Она на 15% толще и плотнее женской и отличается высоким салоотделением в течение всей жизни. Это служит причиной блеска и высыпаний, но одновременно дает лицу великолепную защиту. Внешне мужчины стареют позже женщин: их кожа плотна и упруга Первые морщины на ней появляются после 35 лет, зато, словно в утешение слабому полу, они глубже и резче женских. Недостатком мужской кожи является интенсивное кровообращение, из-за которого (а также в силу злоупотребления алкоголем, курения и прочего) на лице часто появляются краснота и расширенные сосуды. А из-за повышенной кислотности мужская кожа часто бывает чувствительной и склонной к раздражениям. Особенно в зонах, подвергающихся бритью. Все эти нюансы учитываются при разработке косметических формул. Равно как и тактильные предпочтения (мужчины ненавидят насыщенные текстуры и масла), цветовые нюансы (никаких розовых кремов и баночек пастельного цвета), ароматы (нейтральные или нарочито прохладные).
Не усложняя
Опрос
- 70% мужчин используют средство по уходу за кожей после бритья*.
- 46% уже пробовали диету**.
- 14% взвешиваются чаще одного раза в день (против 8,5% женщин).
- 10% мужчин обращались к услугам эстетической хирургии (против 1% таких же обращений 5 лет назад). Причины: облысение, обвисшие веки, мешки под глазами, отечность, фигура (с 50 лет), удлинение пениса***.
* Исследование потребителей ухода за лицом Beiersdorf, 2009.** Опрос проведен производителем весов Tanita, 2009.*** По данным портала imcas.com, 2009.
Другой камень преткновения – так называемый конечный результат. В отличие от юных девушек, способных уверовать в эффективность крема, лишь вдохнув его аромат и прочитав рекламный слоган, мужчинам необходим заметный, быстрый и стойкий эффект. Перед покупкой крема женщина обычно наносит его на тыльную сторону кисти, изучая текстуру и запах. Ее спутник, наоборот, либо предпочтет не тестировать средство вовсе, но тщательно ознакомится с инструкцией, либо нанесет препарат сразу же на лицо: «Должен же я увидеть реальный результат!» Не на последнем месте при выборе стоит и простота использования. Здесь все должно быть предельно ясно: это наносят утром, это – вечером, этим – умываются. Почему – не мужской вопрос в косметике, отмечает Ирина Кравченко: «Они никогда не выпытывают у консультанта состав средств. Действует – и хорошо! Чего не скажешь о дамах, которые могут часами выяснять назначение каждого ингредиента. Причем бывает, эта информация забывается уже через минуту». Кстати, женщина, как правило, поощряет стремление своего партнера к ухоженности. Если, конечно, оно не доходит до фанатизма и не вредит отношениям. Тем более что жизнь рядом с метросексуалом заставляет и ее оставаться в форме. И если уход за собой становится совместным хобби – что может быть лучше?
Понять мужчин... c Марией Тараненко
Дарить мужчинам косметику можно. И нужно. Но тут мало выбрать средство, без комментария не обойтись. Ведь многим из них трудно поверить, что слово «крем» – мужского рода.
Не так давно к своим лицам мужчины допускали лишь пену и лосьон после бритья. И хотя сегодня многие познали радости хорошей косметики, продвинутых beauty-пользователей немного. Зайдите с любимым в парфюмерный магазин – он не просто спасует, он испугается. Парадокс! Все люди хотят быть красивыми, но сильная половина стесняется приложить к этому усилия. Чтобы изменить ситуацию, нужно ненавязчиво и ясно объяснить предназначение средства. Мужчине важно знать, что оно нужно для выполнения какой-то сверхзадачи, а не просто для красоты.
Например: «Ну и воздух! Ты ездишь на работу и, не щадя себя, дышишь этой гадостью! А кожа, оказывается, все это впитывает. Смотри, вот специальное защитное средство для мужчин, вроде антикоррозийного покрытия…» Или: «Ты выглядишь моложе своих ровесников, вот только глаза тебя выдают». И можно смело доставать из сумки гель для век. Самое сложное и рискованное – дарить средства для бритья. Здесь мужчины категоричны: женщине не дано постичь этого таинства. Нужно действовать либо консервативно, либо творчески. То есть преподнести или привычное средство, или что-то из ряда вон выходящее: «Я, конечно, ничего не понимаю в бритье. Но люблю наблюдать, как профессионально ты орудуешь бритвой. Вот и не удержалась, увидев это необычное средство. Думаю, ты без труда разберешься, как им пользоваться». Но пальму первенства я бы отдала лаконичному спичу моей приятельницы, с которым та подарила мужу набор омолаживающих средств на их серебряную свадьбу: «Годы идут, и мы всегда все делали вместе. Давай же и молодеть вдвоем!»
Мария Тараненко, корпоративный beauty-директор журналов ELLE и Psychologies, эксперт в области красоты.