«Когда выдается редкий шанс выглядеть сногсшибательно, я его использую. Хотя, честно говоря, немного стесняюсь... И еще важно — мой муж в такой момент мной особенно восхищается. Это доставляет удовольствие и мне, и ему».
«Когда выдается редкий шанс выглядеть сногсшибательно, я его использую. Хотя, честно говоря, немного стесняюсь... И еще важно — мой муж в такой момент мной особенно восхищается. Это доставляет удовольствие и мне, и ему».

С детства самый главный, долгожданный праздник – это Новый год. Готовить собственные наряды или карнавальные костюмы для детей – эта традиция чаще всего приносит нам радость, несмотря на хлопоты и материальные затраты. Многие с воодушевлением предвкушают покупку нового платья, отдавая дань примете «Новый год – в новом». Хотя у некоторых необходимость «одеваться на праздник» вызывает раздражение, как надоевшая, утратившая смысл формальность. Почему мы наделяем праздничный наряд особым значением, вне зависимости от эмоций, которые он вызывает?

Магия перехода

Новый год – языческий праздник, граница времен. Во многих странах более пышно празднуют Рождество, но это не меняет магической сути момента: с рождением Христа или с началом календарного года для нас наступает новый отсчет, новое будущее, таящее в себе неизвестность. «Преодоление временной границы, с точки зрения язычника (каковыми мы в некоторой степени являемся в глубине души), – это процесс ответственный и даже опасный, – объясняет социальный психолог Юлия Федотова. – Даже столетия материализма и превознесения рацио не способны разрушить в нас это суеверное, языческое начало. На границе между временами случается всякое: там бродят духи и творится волшебство. Недаром мы загадываем желания именно под бой часов, в момент перехода между годами. Но, развивая этот сюжет, привлекать внимание духов надо с осторожностью, например надев маску. Или сменив образ. Тогда, если что-то пойдет не так, злые силы не узнают нас в повседневном обличье».

«Для меня это нечто вроде хорошей приметы – новый наряд к Рождеству, – рассказывает 37-летняя Юлия, издатель. – Если до Нового года остается неделя, а я все еще ничего не купила, меня охва-тывает беспокойство. Новое платье – это как залог удачи для будущего». Как объясняет французский психолог Мартин Барбо (Martine Barbeau), праздничный наряд является и неким символом изобилия, которое мы приносим в свою судьбу.

«Наряжаться не в моих привычках: комфортно чувствую себя в джинсах и свитере. Но иногда родители просят одеться нарядно на какие-нибудь мероприятия — тогда и чувствовать, и вести себя начинаю иначе».
«Наряжаться не в моих привычках: комфортно чувствую себя в джинсах и свитере. Но иногда родители просят одеться нарядно на какие-нибудь мероприятия — тогда и чувствовать, и вести себя начинаю иначе».

Приманить праздник

Праздник начинается с наведения красоты перед зеркалом. «Нарядное платье – это то, что отличает праздник от будней, – считает 38-летняя Оксана. – Даже если мы с мужем в Новый год остаемся дома, я надеваю туфли на каблуках». «Таким образом мы осуществляем «ритуал приманивания праздника», – объясняет Юлия Федотова. – Ведь мы не просто вынимаем из шкафа и надеваем на себя «нечто на выход». Процесс сборов всегда сложен и в чем-то тоже праздничен. Для мужчин это – особо тщательное бритье, медитативный подбор рубашки, галстука и аксессуаров. Для женщин – ароматная ванна, выбор духов, белья, прически и макияжа. Иногда этот процесс происходит под музыку, возможно – под бокал вина. Таким образом мы словно вызываем дух праздника, настраиваем себя и пространство вокруг на особый лад, заставляя окружение звучать в отличном от повседневного ритме».

Для себя или других

«Я не люблю откровенно праздничные наряды, – признается 42-летняя Марина, фотограф. – Зато мне нравится шелковое белье тон в тон под кашемировый свитер каштанового цвета». По мнению Марины, придавать чрезмерное внимание «нарядности» – нелепо, гораздо важнее чувствовать себя комфортно. А 54-летний бизнесмен Владимир, наоборот, считает очень важным обозначить разницу между повседневной одеждой и праздничной. «В том, чтобы потратить время и усилия на свой внешний вид, есть элемент уважения к окружающим, – объясняет он. – К праздничной обстановке, которую старается создать хозяйка дома, или к торжественности сервировки в ресторане. Раньше было принято «одеваться» и в театр, и даже в кино – к сожалению, сейчас многим кажется, что такие «приличия» устарели».

«Я в общем не делаю из одежды культа. Хотя у меня есть одна слабость — это туфли на высоких каблуках. Не представляю себе праздника без них и без элегантного платья».
«Я в общем не делаю из одежды культа. Хотя у меня есть одна слабость — это туфли на высоких каблуках. Не представляю себе праздника без них и без элегантного платья».

Для женщин или мужчин

«Как я иногда завидую таким героиням, как Наташа Ростова или, скажем, Скарлетт О'Хара: как тщательно продумывали они свои наряды для бала! – сетует 26-летняя Елена, юрист. – Многие из них шились специально к какому-нибудь событию. В наше время все совсем не так». Для некоторых красивая одежда сродни терапии: «У меня есть пара платьев, которые я примеряю перед зеркалом, но в конце концов не решаюсь надеть на вечеринку, хотя получаю огромное удовольствие от обладания ими», – признается 34-летняя Ольга, аудитор. «Мне чаще приходится заботиться о том, чтобы быть одетой уместно, а не эффектно: у нас в коллективе женщин в три раза больше, чем мужчин, – говорит 40-летняя Анна, преподаватель. – Приятельницы и коллеги женского пола – вот кто действительно заметит, оценит и покритикует твой наряд». «А по-моему, Новый год – праздник, который всем развязывает руки, – уверена 29-летняя Елена, менеджер. – Можно отпустить на волю фантазию и надеть самый рискованный наряд – это же карнавал!»

Выйти из себя

Выбор наряда ставит нас лицом к лицу с вопросами «какой я?», «каким я хочу выглядеть?». Вот как комментирует это Юлия Федотова: «В личности каждого человека есть множество граней. К примеру, это могут быть «джентльмен», «скромница» или «кокетка». Мы выбираем ту нашу грань, которая будет безопасно проявляться в этом наряде. Кроме того, так мы словно планируем, как пройдет праздничный вечер, программируем свое поведение и возможные события. Ведь «принцесса» не будет скромно сидеть в уголке, она будет танцевать с принцем!» Если нам пришла в голову идея выбрать для себя этот образ, возможно, эта ипостась уже присутствует в нас. Костюм же помогает ей проявиться.

Мы можем выбрать волшебный наряд, помогающий отыскать в себе принцессу или принца. Либо маленькое черное платье (для мужчин – классический смокинг), чтобы раствориться в праздничной толпе, ощущая себя как рыба в воде. Или надеть нечто дерзкое, рискованное, соблазнительное… И в любом случае мы можем задать себе вопрос: наш выбор означает желание проявить нечто таящееся в глубине нас либо, наоборот, скрыться от него?