Йога ассоциируется у нас с необыкновенными физическими возможностями, замысловатыми положениями тела, особой системой дыхания. На деле эта телесная составляющая представляет собой лишь небольшую ее часть.
Как и аюрведа, йога в Индии – это полноценная дисциплина, которой обучаются в высших учебных заведениях, финансируемых государством и выдающих государственный диплом. Как рассказывает Василий Орехов, обучавшийся в Государственном университете йоги в Пури, «индийцы уделяют огромное внимание изучению истории йоги и ее первоисточников, священных текстов. По теории йоги существуют четыре ее основных направления. Аштанга-йога включает в себя развитие тела и личности, то есть более или менее известную на Западе хатха-йогу, медитацию и концентрацию. Карма-йога – это йогическая традиция, в которой ученик пытается улучшить свою карму с помощью бескорыстного служения людям. Ян-йога – «йога знания», изучает первоисточники йоги, философские трактаты и труды великих учителей. Бхакти-йога – это собственно служение Богу. Таким образом, изучая эти четыре ступени, человек постепенно продвигается от асан, дисциплины тела, через знания и дисциплину ума – к совершенству, к слиянию с божественным».
Классическая школа хатха-йоги «Тело в гармонии с внутренним миром»
Осознанность и расслабление – ключевые принципы хатха-йоги. Каждое движение должно быть осознано – так йога через тело включает в работу наше сознание. Но практика не должна содержать в себе насилия над телом, иначе она способна привести к травме. Вот как комментирует это руководитель московского центра «Классическая йога» Виктор Бойко: «В йоге должен работать принцип действия недействием, который в Древнем Китае назывался «у-вэй». Сущность его в том, чтобы действия йоги были согласованы с природой человека. Асаны выполняются с сохранением мышечной, а затем и ментальной релаксации, освоить ее для человека западного склада – задача чрезвычайно трудная. Но, когда новичок научится выполнять асаны без дискомфорта и боли, тормозить привычную активность мышления, добиваясь «молчания ума», – начинаются чудеса». Источник, на который опираются практики классической школы, – древние йога-сутры Патанджали. Задача «классиков» – укрепить тело и прийти к гармоничному существованию в социуме.
www.yogaclassic.ru
Виктор Бойко, руководитель московского центра «Классическая йога»
Psychologies: Что классическая школа хатха-йоги может дать современному человеку?
Виктор Бойко: Современный житель мегаполиса постоянно подвергается агрессии внешней среды, и, как правило, здоровье его оставляет желать лучшего. Хатха-йога в ее традиционном виде – это метод очищения и восстановления, основанный на глубокой и полной релаксации. Регулярная практика асан дает возможность устранить накопленный стресс, а также укрепляет тело. Постепенно формируются выносливость и стрессоустойчивость, его постоянными спутниками становятся душевный покой, позитивное мироощущение, физическое здоровье. Многие проблемы уходят сами собой.
Йога – это свобода или дисциплина?
Пребывание в поле йоги – это прежде всего ежедневная практика, а значит, самодисциплина. Хатха-йога идеально подходит волевым людям, для всех прочих разновидностей темперамента и характера в данном предмете нужен грамотный наставник.
Делает ли йога вас и ваших учеников счастливее?
Рано или поздно, если практика йоги правильно организована, человек, просыпаясь по утрам, начинает чувствовать себя счастливым. Почему? Да просто так! Потому что он жив, здоров и тело его пребывает в гармонии с внутренним миром души. Достижение такой гармонии и есть цель традиционной классической йоги. Одновременно это состояние, которое в этике йоги называется «самтоша», или довольство существующим, есть первый этап просветления.
Аштанга-виньяса-йога «Стремление к безграничной свободе»
Это самый атлетичный стиль хатха-йоги, требующий особой подготовленности тела. Первым учителем этого направления считают великого йога ХХ века Шри Кришнамачарьи. Продолжил традицию его ученик – К. Паттабхи Джойс. В аштанга-виньяса-йоге асаны выполняются динамично, «в потоке», то есть одна за другой. Одновременно с движениями практикуется специальный вид дыхания – уджайи. Это направление йоги использует также мула- и уддиана-бандхи, «энергетические замки», перераспределяющие энергию в теле, чтобы пробудить кундалини. Каждой асане здесь соответствует определенное направление взгляда, или драшти.
www.yoga108.com
Михаил Константинов, директор и преподаватель Аштанга-йоги центра
Psychologies: Что аштанга-виньяса-йога может дать современному человеку?
Михаил Константинов: С помощью корректной практики аштанга-йоги человек может решать многие базовые проблемы. А именно оздоровить свое тело и наконец-то почувствовать его как восхитительный и послушный инструмент для развития духа, а не как кусок плоти, который постоянно создает нам проблемы. Постепенно регулярная практика аштанга-йоги успокаивает наш ум и делает нас более осознанными существами, которые могут плодотворно взаимодействовать как с миром, так и с самими собой.
Йога – это свобода или дисциплина?
Йога – это строжайшая дисциплина тела, ума и духа, результатом которой является безграничная свобода. Но до этого надо еще добраться, так как усилия, которые необходимо приложить, как говорится в одном из древних источников по йоге, поистине ужасающи! Следовать путем йоги способны очень и очень немногие (если, конечно, иметь в виду ее традиционное, целостное понимание, а не просто набор физических упражнений для похудения).
Делает ли йога вас и ваших учеников счастливее?
Человек, практикующий йогу, без сомнения, более счастлив, чем большинство людей. Состояние гармонии и уравновешенности становится преобладающим в его жизни. Новички, которые только приступают к практике йоги, довольно быстро начинают чувствовать себя лучше как в плане здоровья, так и в плане душевного равновесия.
Но для западного человека понятие «йога» связано прежде всего с упражнениями и дыхательными практиками, то есть с хатха-йогой. Основные категории хатха-йоги: асана, пранаяма, яма и нияма. Асаны – это физические упражнения или определенные положения тела, пранаяма – контроль над дыханием. А яма и нияма – это начала йоговской этики и духовного пути. Термин «яма» можно перевести как «смирение». Составляющих ямы пять: непричинение вреда, правдивость, нестяжательство, воздержание и щедрость. Нияма есть ограничение или самоограничение, включающее практики чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения себя и преданности высшему. Принципы работы с телом, используемые в хатха-йоге, применяются в большинстве самых популярных в Европе и Америке течений йоги, отсюда же были позаимствованы основные элементы фитнес-йоги. Многие индийские гуру согласны с тем, что начинать нужно именно с тела, ведь для того, чтобы сосуд – наше тело – смог наполниться неким содержанием, его нужно сначала обжечь и закалить. Рассказать, в чем специфика самых популярных направлений йоги, мы попросили наших экспертов, представляющих четыре школы хатха-йоги.
Школа Айенгара «Сад, который нужно возделывать каждый день»
В начале своего пути Айенгар придерживался принципов своего учителя – гуру Шри Кришнамачарьи, требующих от практикующего воли, дисциплины и хороших физических данных. Со временем к нему пришло понимание того, что в йогу важно привлечь всех, кто нуждается в ее чудодейственной силе, вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Он пришел к выводу, что даже при очень медленном выполнении асан в каждом из этих положений тела происходит активная внутренняя работа. Йога Айенгара считается одной из самых мягких, здесь используется масса приспособлений: подушки, валики, одеяла, которые подкладываются под спину, бедра, голову, ноги, чтобы практика была максимально комфортной. «Йога Айенгара подходит людям, желающим улучшить себя и жизнь вокруг, пытающимся понять причинно-следственные связи происходящего, – говорит Елена Ульмасбаева, практикующая йогу Айенгара. – Люди с такими устремлениями способны заниматься регулярно, идти от простого к сложному, совершать усилия, чтобы стать лучше».
www.yoga.ru
Елена Ульмасбаева, директор и преподаватель московского Центра йоги Айенгара
Psychologies: Что йога Айенгара может дать современному человеку?
Елена Ульмасбаева: Здоровье и хорошее самочувствие. Способность выстроить гармоничные отношения с окружающим миром и найти свое место в нем. Сознательная трансформация тела в сочетании с правильным направлением ума приводит к личностным изменениям. Меняется мироощущение человека. Приходит зрелость поведения и поступков.
Йога – это свобода или дисциплина?
Человеческая природа – это сад, который нужно возделывать каждый день. Именно поэтому в начале практики йоги очень важна дисциплина. Чтобы избавляться от внутренних противоречий и в итоге прийти к состоянию гармонии, необходимо трудиться, работать над собой. Регулярные занятия нужны для того, чтобы изменения стали устойчивыми, так мы приходим к внутренней свободе. Когда человек обретает внутреннюю гармонию, необходимость в жесткой дисциплине скорее всего отпадает.
Делает ли йога вас и ваших учеников счастливее?
Меня делает счастливее не ежедневная практика йоги сама по себе, а те изменения, которые происходят вследствие этой практики. Сейчас, после многих лет занятий, я чувствую, что могу тратить гораздо меньше времени на практику, а состояние покоя и гармонии (что для меня тождественно счастью) остается устойчивым. Я вижу, как люди, которые начинают заниматься йогой, становятся лучше, как позитивно меняется их жизнь.