В каждой эпохе есть своя манера носить ароматы – и она может многое рассказать о наших желаниях, нравах и настроениях общества, считает историк парфюмерии Элизабет де Фейдо (Elisabeth de Feydeau)*. «Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться, что долгое время ароматы служили орудием соблазна, – рассказывает она. – Затем, в 60-е годы прошлого века, на волне женской эмансипации появилась мода на свежие одеколоны, подходящие и мужчинам, и женщинам. Аромат стал символом уже не взаимного обольщения, но well-being – хорошего самочувствия, душевного и физического благополучия. А сегодня ветер вновь переменился: на смену прозрачным, чистым ароматам unisex вернулись откровенно женственные и убедительно мужские. Regendering – определение заново гендерных ролей и территорий – коснулось и парфюмерной сферы. Мужчины вновь выбирают древесные, пряные, фужерные ароматы, а женщины – цветочные и сладкие восточные». Заметим, что эта тенденция созвучна и сегодняшней модной волне – подчеркнутая женственность, головокружительно высокие каблуки, тонкие талии и платья в стиле 1950-х.
Женщины-цветы
В эксклюзивной коллекции La Collection Privée Christian Dior появился новый, двенадцатый по счету аромат – Grand Bal. Пышная цветочная композиция, построенная вокруг ноты жасмина из французского Грасса, воспевает излюбленную тему Кристиана Диора – бала и бальных платьев. В Доме Carita выходит первый парфюм – и вновь будуарная тема: композиция из розы, фиалки и ириса со сладким ванильным шлейфом заключена в ретро-флакон с помпой и бантом. Yves Saint Laurent в честь 50-летия парфюмерной истории Дома возрождает лучшие женские и мужские ароматы. В женскую часть La Collection вошли Y, Yvress, Nu, In Love Again. Последний особенно примечателен: очень весеннее сочетание розы, пиона, красных ягод и мандарина мгновенно рождает ассоциацию с воздушным платьем и хрустальными туфельками. И наконец, Gucci посвящает садовой теме коллекцию из пяти ароматов Gucci Flora The Garden. Каждый раскрывается вокруг своего цветка или фрукта – магнолии, туберозы, гардении, фиалки и мандарина. Вдохновением для коллекции послужил знаменитый цветочный орнамент марки – Flora, созданный специально в 1966 году для принцессы Монако Грейс Келли.
Мужское обаяние
Вслед за Sport Code, Armani, и Homme Sport, Dior, тему энергичных мужских ароматов, в которых свежие морские ноты играют на контрасте с пряными и древесными аккордами, продолжают Allure Homme Sport Eau Extrême, Chanel, и Homme Sport, Kenzo. «В спортивных ароматах на первый план мне хотелось вывести ощущение силы, задора, вызова, – рассказывает парфюмер Франсуа Демаши (François Demachy), автор сразу двух энергичных мужских композиций – Homme Sport, Dior, и Homme Sport, Kenzo. – Для Kenzo я взял горьковатый грейпфрут, а также мяту и имбирь, которые придают аромату тонус и динамичность».
Когда в прошлом веке законодательница моды Габриэль Шанель заимствовала из мужского гардероба брюки, тельняшки и твидовые пиджаки, ход ее мысли был таков: ничто так не подчеркивает женственность, как очевидная мужская деталь в женском гардеробе. «Традиционно мужские ноты, например ветивер, могут красиво звучать и на женской коже, – развивает тему парфюмер Дома Chanel Жак Польж (Jacques Polge). – Так, сегодня женщины охотно примеряют аромат Sycomore из коллекции Les Exclusifs, а также Allure Homme Edition Blanche и Egoiste Platinum, задуманные для мужчин». Похоже, истинные женщины и настоящие мужчины (или, по крайней мере, те, кто стремится ими быть), мы все же склонны относиться к нашим различиям с симпатией и явным интересом...
* E. de Feydeau «Les Parfums» (Robert Laffont, 2011).
Парфюмерный блог Элизабет де Фейдо – elisadefeydeau.wordpress.com