Глоссарий. Психологический словарь.

Эффект Барнума

Эффект Барнума (эффект Форера) - тенденция людей безоговорочно верить в информацию, которая касается непосредственно их и иллюстрирует их с лучшей стороны. Эффект получил название благодаря американскому шоумену Финеасу Барнуму, который был известен тем, что создавал представления, используя многочисленные психологические манипуляции.

Второе название - эффект Форера - происходит от фамилии психолога Бертрама Форера, который исследовал технику, применяемую Барнумом. В 1948 году Форер провел эксперимент: каждому из своих студентов психолог сделал персональную характеристику, основываясь на анализе личности, а затем попросил оценить точность описания по пятибалльной шкале. Средняя оценка, которую дали студенты, была 4.26. Однако суть эксперимента заключалась в том, что на самом деле Форер дал всем абсолютно идентичный текст, который он позаимствовал из гороскопа.

Этот эксперимент многократно повторяли и другие исследователи в многочисленных вариациях, однако результаты были неизменными: испытуемые склонны верить в информацию, которую ему предоставляют. Важно лишь соблюдение трех условий. Во-первых, человек должен быть убежден, что этот материал был подготовлен специально для него.

Во-вторых, испытуемому необходимо чувствовать, что руководит процессом авторитетная для него личность: в экспериментах Форера, например, он был безусловным авторитетом для своих студентов. И, в-третьих, полученное описание должно давать преимущественно положительные оценки. Таким образом, эффект Барнума обуславливает популярность гороскопов, хиромантии, гомеопатии и других псевдонаук.

P на эту тему
Psychologies приглашает
Как говорить так, чтобы вас слушали и слышали: родные, друзья, коллеги

Онлайн-марафон PSYCHOLOGIES

ПРОЙТИ
новый номерСЕНТЯБРЬ 2019 №44161Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты