psyhologies.ru
тесты
Вопросы психологу
Эксперты Psychologies.ru помогут вам разобраться в себе и найти ответы на самые важные вопросы о себе и об отношениях с другими людьми. В том, что касается наших психологических проблем, нужен профессиональный взгляд со стороны: ведь часто ответы известны заранее, нужно только извлечь их на поверхность. Специалисты Psychologies.ru предложат вам несколько направлений, над которыми можно подумать и поработать, чтобы вы смогли найти себя и жить лучше.
Наши эксперты
Микаэлян Люси Львовнасемейный психотерапевт
Дашевский Владимир ВладимировичПсихотерапевт, кандидат психологических наук, директор психологического центра
Хамитова Инна ЮрьевнаПсихолог, психотерапевт
Млодик Ирина Юрьевнапсихолог, психотерапевт
Демьянкова Наталья Тарасовнапсихолог-консультант
Скавитина Анна Валерьевнадетский аналитик
Панюкова Ирина Анатольевнапсихотерапевт-сексолог
Вероника ЛеоноваКлинический психолог

Задайте вопрос психологу online
Чтобы задать вопрос,  войдите  или  зарегистрируйтесь.

Вопросы
Екатерина , 45
Что делать с абсолютно непослушным, неуправляемым ребенком, который может просто погибнуть из-за своего характера, а мы сделать ничего не можем?!
Здравствуйте! Моей дочери 11 лет. С двухлетнего возраста она ведет себя как дерзкий, строптивый подросток, не желающий слушать никакие доводы, хочет длать все по-своему, основной аргумент в ее действиях «а я хочу» или «а я не хочу». Если ей что-либо начинаешь говорить умное, увещевать ее, она затыкает уши, если продолжать громче, чтобы было слышно сквозь «затычки», она убегает, хлопая всеми дверями, встречающимися на пути, и надолго запирается в туалете или в ванной, даже если это грозит опозданием в школу и т.п. Когда происходят такие «вспышки», она действует абсолютно неразумно, под влиянием сиюминутного импульса, может сделать что-нибудь непоправимое, начиная от порчи дверей (когда она со всей мощи хлопает ими, они «выворачиваются наизнанку» и отлетает накладная планка) до, не дай Бог, самоубийства. Еще в 2 года она заявляла, что уйдет из дома, если ей что-то не нравится, уедет ко второй бабушке, естественно не имея реальной возможности до нее доехать. Но могла бы и уйти из дома, если бы за ней не следили, она на все способна в пылу импульсивного состояния. Это не подростковые изменения, это было всегда. «Вспыхивает» она каждый   читать полностью
Екатерина, здравствуйте. Ну во-первых, вы можете проверить, если ваша дочь так ведет себя абсолютно со всеми людьми, и никто не может с ней справиться ни в школе, ни на улице, ни где-то еще, то можно предположить нарушения в ее психике и показать детскому психоневрологу для того, чтобы ей выписали соответствующую медикаментозную поддержку, чтобы ей легче было справляться со своими аффектами. Если она так ведет себя преимущественно с вами, в семье, тогда это, возможно, проблема в вашем взаимодействии. Судя по вашим рассказам, ваша дочь не признает вашу власть, у нее есть проблемы с подчинением, манипулятивное поведение. Это может быть следствием ваших сложностей с родительской властью и родительским авторитетом. Возможно, когда вы ее увещеваете, она не обнаруживает в этом вашей твердости, а слышит лишь ваше бессилие (что вполне вероятно, если с ее 2-х лет вы не можете с ней сладить). В этом случае, она провоцирует вас на твердую родительскую границу, не на крик, наказания и иные санкции, а на вашу убежденность и намерение остановить какое-то ее поведение. Даже если она лидер по натуре и ей нравится верховодить, она - ребенок и нуждается в ощущении, что рядом с ней есть взрослые, способные уважительно поставить ей границу, сказать "нет". Часто взрослым трудно это делать, если они в своем детстве встречались с неадекватной родительской властью (слишком строгой или, наоборот, отсутствующей). Если вам трудно самой это сделать (хотя, конечно, вам лучше разобраться в себе), то привлекайте мужчин, отца ребенка, родственников, способных показать вашей дочери необходимость подчинения правилам и законам семейной системы.  читать полностью
Нелли , 19
Добрый день! Я не знаю что мне делать.. так вышло, что когда я была первом курсе, у меня были проблемы с учёбой, и когда родители спрашивали как дела,
Добрый день! Я не знаю что мне делать.. так вышло, что когда я была первом курсе, у меня были проблемы с учёбой, и когда родители спрашивали как дела,я говорила, что все хорошо. Но через время все выяснилось. Ну поругали, как полагается, соответственно доверие некое пропало. Стала учиться лучше, вернула доверие, старалась угождать во всем. Все наладилось. Сейчас, т е на втором курсе, в первом семестре исправно ходила на все пары, потом сдружилась с одногруппницей и так вышло, что мы стали прогуливать пары, одна, вторая и так пошло дальше, что почти весь семестр мы не ходили, когда я говорила, давай пойдём, нам потом это обернётся боком, она говорила, что все будет хорошо, что пойдут навстречу преподаватели и т д. Когда началась сессия, я поняла, что никто и ничто уже не поможет. Соответственно родители стали интересоваться учебой, и я от безысходности показала зачётку чужую, со всеми выставленными зачётами, у меня были пересдачи почти по всем экзаменам и неск зачётов. Родители поверили. На днях все тайное, стало явным. Все неявки, незачеты и пропуски всплыли. И как вы понимаете, доверие вновь исчерпано, полное разочарование. Я расск  читать полностью
Нелли, здравствуйте. Да, у вас, действительно, тяжелая ситуация. Вы потеряли доверие своих родителей. И их реакцию можно понять. Но, судя по всему, вы не понимаете, как вы оказались в такой ситуации, как вы разочаровали таких важных для вас людей. Очень тяжело терять родителей в детском возрасте. Их недостаток в вашем детстве мог восприниматься вами как своего рода предательство или уж во всяком случае как регулярное покидание. Вам уже один раз пришлось приспосабливаться к сложной для вас ситуации при переезде в другой город перед выпускным классом. Переживать страх оказаться неуспешной, стыд от того, что вы "деревня". Возможно, когда вы оказались "на свободе", то есть предоставлены сами себе, вам снова стало трудно с учебой. Не похоже, что ваши родители - люди, которые помогали вам и раньше справляться с вашими проблемами. Вот и в этот раз вы не смогли обратиться к ним за помощью, а стали "закрывать глаза" на ваши неуспехи в учебе. И еще и ваша подружка вас подвела, призывала вас не обращать внимания на трудности, и вы почему-то ее слушались. Очень грустно, что сейчас ваши родители продолжают вас наказывать своим отношением и разочарованием вместо того, чтобы помочь. У них есть право быть расстроенными тем фактом, что вы скрывали от них правду. Вы можете извиниться за это. И рассказать хотя бы маме, с которой у вас более близкие отношения, как вам было трудно без них жить у бабушки и дедушки, как трудно потом пришлось адаптироваться к новой школе, как трудно учиться сейчас. И попросить помочь. Все-таки функция родителя не только в том, чтобы ждать от ребенка побед и наказывать за разочарования, а и в том, чтобы помогать ему в трудностях. Надеюсь, ваше желание восстановить родительское и собственное самоуважение будет подхвачено вашей мамой и она сможет вас поддержать и помочь.  читать полностью
Лада , 16
Влюбилась ...
Добрый день , у меня появилась проблема . Дело в том , что у меня есть подруга , лучшая подруга , и мне кажется , что я в неё влюбилась . Она очень дорая , милая , заботливая , всегда поможет . Примерно 1-2 месяца я поняла что я люблю её не как подругу , а как не что большее . Конечно мы говорим друг другу я тебя люблю , но это же как в шутку , иногда ходим как маленькие детки за ручки ( мне 16 , ей 15 , она на месяц младше меня ) , но это все не серьезно , хотела недавно ей признаться , но подумала , а если она откажет и я останусь без неё навсегда , мне страшно , я не знаю что делать , а я так хочу что бы мы всегда были вместе , помогите пожалуйста !!!  читать полностью
Лада, в твоем возрасте душа и тело просыпаются для любви и «спросонья» бывает трудно понять свои сексуальные предпочтения. Это так называемый период физиологической гиперсексуальности. Подростки, как правило, говорят о любви и сексе в однополой среде, а эти разговоры приводят к физиологическому возбуждению. Кроме того, сверстники того же пола более доступны для контакта, чем представители противоположного пола. Ты пишешь, что испытываешь к подруге «нечто большее», чем просто дружеские чувства. Проявление повышенной нежности, доверия, симпатии, очарования является вполне естественным проявлением чувств между подругами твоего возраста. Подумай о том, какого развития отношений ты бы хотела и какими ты видишь эти отношения в идеале? Какой исход в отношениях для тебя неприемлем? Что бы ты хотела больше всего получить от подруги? Что значит для тебя «быть всегда вместе»? Необходимо разобраться в собственных ощущениях, понять, чего хочется, а потом уже что-то менять в отношениях. В любом случае, отношения строят оба участника, и, значит, для развития этих отношений важно решение обоих.  читать полностью
Мадина , 22
Как сделать так, чтобы он понял?
Мне 22 года. Встречалась с парнем 5 лет, но в последние времена мы стали часто ругаться. Года 3 назад я была беременна и сделали аборт, так как ещё небыли готовы. Я его люблю, но после последней ссоры я сказала ему, что нам нужно расстаться, надеясь, что он приедет и поговорит со мной. Когда я ему написала, он сказал, чтобы я не звонила и не писала и что это так я решила расстаться. Конечно в последний раз ему я наговорила многое, но мне хотелось понимания, внимания с его стороны. Но он посчитал, что я капризничаю и ничего не понимаю. Что мне теперь делать? Как мне его вернуть так, чтобы он сам захотел?  читать полностью
Мадина, здравствуйте. "Как его вернуть так, чтобы он сам захотел" - задача не выполнимая. Вы не можете управлять чужой волей, вы можете проманипулировать (что вы и сделали, когда его выгнали, в надежде, что он вернется), но дело в том, что люди всегда чувствуют, когда ими манипулируют, и им это по меньшей мере не нравится, а часто вызывает ярость. Поэтому и ваш молодой человек разозлился на вас, не захотел с вами разговаривать и возвращаться. Манипуляция делает из другого объект (как пешку, которую мы куда хотим, туда и ставим), который просто должен подчиниться вашей воле, к тому же вы выражаете вы ее не напрямую. Вы же не сказали ему напрямую, что вы от него хотите. Если вы хотите все вернуть, то так и говорите, что сожалеете о том, что произошло, о ваших резких и обидных словах, объясните, что были в обиде и растерялись, не знали, как правильно реагировать. Что хотите быть вместе. И вам было бы легче, если бы он больше уделял вам внимания, разговаривал. Близкие люди достояны нашей прямоты и уважения. Без уважения к другому трудно построить крепкие отношения.  читать полностью
Ольга , 30
Агрессия у ребенка 4,5 лет, если что-то не по его?
Здравствуйте. Моему сыну 4,5 г. ЗРР,ПЕП, был 3 дня на ИВЛ, повышена ликвора. Было лечение до года и массажи с электрофорезом. Активный, добрый, но есл что-то не по его. Например младший сын 1,5 года играет в игрушечный синтезатор, старший может подойти и стукнуть его, либо начать душить нажимая кулаком в область шеи... Все это он делает если я на миг отвлеклась на домашние хлопоты. Так же замечаю агрессию на площадке, может подойти к другому мальчику и стукнуть его, если тот вперед него скатился с горки, тысячу раз объясняла ему, что это плохо и не нормально, он плачет и извиняется. Также уже пробовала наказывать: ставила в угол на 5 минут, не разрешала смотреть мультики и т.п. Начал оговариваться со мной и мужем. Играет с родными (бабушки и дедушки) только дракой и щипанием, не задумывается что может сделать больно. Также с едой проблемы. Апельсин он не откусывает от дольки, а только высасывает, частый рвотный рефлекс, если укусит большой кусок, например, колбаса или яблоко. В туалет по большому начал ходить на унитаз только в 4 года, когда пошел в садик и понял как это делать, до этого только в штаны, какал стоя и прятался куда-ни  читать полностью
Ольга, здравствуйте. Ваш сын и вы сами, судя по всему, многое уже испытали к его 4.5 годам. Как я поняла из вашего письма, были сложные роды, угроза невыживания, проблемы со здоровьем. Все это отразилось на его возможностях общего развития и, судя по всему, на том, как развивается его мозг. Даже здоровому ребенку непросто контролировать свои импульсы и чувства в этом возрасте. А мы говорим о ребенке, перенесшем физическую и психологическую травму. Возможно, у него была какая-то проблема, чтобы закричать после родов, он задыхался. Потому что теперь, как вы пишете, горло остается его сложным местом, место спазма, тревоги, страха (не может или боится глотать большие куски). Да он проявляет агрессию к другим детям, в частности, к брату, но, возможно, ему больно и обидно, что они здоровы, многое могут того, что ему трудно, или вообще не имеют проблем, не разочаровывают их родителей. Его начало жизни было достаточно трудным, он мог не выжить, ему и вам пришлось бороться за жизнь. Из колоссального стресса, который он перенес при рождении, его развитие замедлялось, и он значительно позже осваивал многие навыки. Очень грустно , что вам стыдно за его поведение. Этот человек, ваш сын, с самого раннего детства многое преодолел, многое смог. Многим другим детям не пришлось так бороться за жизнь, и поэтому им легко быть приветливыми и дружелюбными, многое уметь. Возможно, вы забываете, что у него был такой нелегкий жизненный старт, и поэтому есть какие-то особенности в развитии, поэтому вы сравниваете его с другими, совершенно здоровыми детьми, и он им проигрывает. Но это же не его вина. Вы вполне можете гордиться и им и собой, что вы неплохо справились с началом его сложной жизни. Он чувствует ваше раздражение и разочарование в нем, он беспомощен, не всегда может как-то на это повлиять (ваше желание, чтобы он быстрее стал "как все" ему никак не исполнить) и еще и поэтому злится. Если бы вы почаще гордились сыном, помнили об его особенностях, видели бы его достижения в том числе, не только промахи или затруднения, то он и развивался бы быстрее, и дружелюбнее был бы и к вам и другим детям. А так вы его наказываете просто за то, что он так трудно рождался и за то, что он такой. Это не способствует обычно изменению поведения, а просто увеличивает озлобленность детей, от беспомощности и несправедливости.   читать полностью
Оксана , 37
Ребенок боится взрослеть
Добрый день! Моя дочь 5 лет панически боится взрослеть. Когда разговариваем на тему возраста, что она стала старше, скоро день рождения, или на тему чо будет когда повзрослеешь, говорит хочу оставаться маленькой. До слез доходит, плачет, говоря не быть большой, хочу остаться малышкой.Еще ее волнует вопрос смерти, что было для меня неожиданным конечно. Тоже до истерики - плачет не хочу умирать, не хочу чтобы вы умерли. И вот у нас завтра день рождения, а мы его не хотим(  читать полностью
Оксана, нельзя исключать, что страхи вашей девочки взаимосвязаны. Пятилетние дети вполне уже понимают, что все не бывает вечным. Возможно, ваша девочка когда-то услышала от кого-то из взрослых, что все люди стареют и умирают. К слову сказать, страх смерти присущ многим детям, но проявляется он по-разному. Расспросите дочку, чем в ее понимании отличается взрослый от малышки. Нарисуйте рисунок ребенка и взрослого, обсудите, чем они отличаются. Возможно, в этих разговорах вам станет понятна причина страхов вашей дочери. Обратите внимание на состояние нервной системы девочки. Часто сильным страхам подвержены дети с ослабленной нервной системой. Не отрицая факта смерти, расскажите дочери, что у нее будет долгая и насыщенная событиями жизнь: надо закончить школу, получить профессию и устроиться на работу, чтобы заниматься любимым делом, завести семью, вырастить детей, стать бабушкой для своих внуков. Объясните, что впереди интересные встречи и знакомства, увлекательные путешествия и много других радостных событий, происходящих в жизни взрослого человека.  читать полностью
Галина , 43
Ребенок не хочет спать
Здравствуйте! Моей дочери 13 лет. В последнее время не могу ее заставить ложиться вовремя спать, сидит до 4х часов утра в телефоне, либо читает книгу.Утром идет в одну школу, потом в другую. Пока мы еще на работе, вздремнет часок и потом пол ночи не спит.Разговаривали, пытались донести, что такой режим вреден и физически и морально, бесполезно, настырно делает по своему. Можно конечно, рявкнуть, отобрать гаджет, приказать и т. Д, но это ведь не выход, и нет уверенности, что возымеет действие, только нервы вытрепем и себе и дочери. Подскажите пожалуйста, как помочь ребенку восстановить режим?  читать полностью
Галина, здравствуйте. Многие люди считают ночь - любимым временем суток, во многом потому, что есть ощущение, что, наконец, они остаются в одиночестве. Возможно, вашей дочери, при ее большой социальной нагрузке, этого времени "только для себя" очень не хватает. И она не может лечь спать, пока не побудет сама с собой, тем более, в конце дня, когда все дела сделаны, задачи выполнены. Судя по всему, она достаточно ответственный человек, а таким людям трудно отдыхать или расслабляться, если все дела не сделаны, они могут ощущать себя спокойно и понять, что сейчас время для себя только после того, как все необходимое выполнено. Время, в котором мы делаем то, что нам нравится, совершенно необходимо всем людям и детям, потому что оно придает энергии и рождает смысл совершать потом много правильных и нужных, хотя и не самых интересных, дел. Поэтому полагаю, если ваша дочка лишится этого времени, она будет очень страдать, ухудшится ее энтузиазм и настроение, либо будет, в итоге, страдать ее основная деятельность в двух школах, потому что у нее снизится мотивация делать что-то нужное. Я понимаю ваши переживания про режим. И звучит разумно: ночью спать. Но если у нее нет каких-то проблем с психикой, здоровьем, она справляется с учебной и иной нагрузкой, значит, этот режим сна ей вполне подходит. Она спит нужное ей количество часов, и успевает выделить время только для себя. В любом случае, вам лучше не призывать ее к "правильному" с вашей точки зрения режиму, а обсудить с ней (она - подросток, от нее уже бесполезно требовать беспрекословного послушания) ее режим сна, и прийти к какому-то подходящему для нее решению, может быть, больше спать днем, если ей не хватает сна. Ведь ваша задача - помочь ей сделать так, чтобы она выспалась, у нее были силы и самое главное, желание жить и делать все то, что она делает.   читать полностью
Яна , 28
Не хочет гулять на улице
Ребенку 1,6. В последнее время стал ужасно вести себя на улице. Только мы выходим начинает плакать и кричать, хочет чтобы взяла на руки. Если не беру,будет так продолжать. С папой гуляет нормально, со мной вот так. Прогулки превратились в тихий ужас. Дольше 35 минут я просто не выдерживаю. Посоветуйте, что делать?  читать полностью
Яна, из вашего письма нельзя сделать однозначный вывод о причинах такого поведения ребенка. Возможно, находясь с сыном дома, вы в основном заняты бытовыми делами и ребенку, действительно, не хватает вашего участия в совместном времяпрепровождении. Поэтому малыш, оставшись с вами наедине, пытается добиться к себе внимания доступным ему способом. А, возможно, ребенок проверяет ваши «границы», насколько он может «управлять» вами. Добившись один раз криком выполнения своего желания, в каждый последующий раз он думает, что недостаточно хорошо кричит и «старается» как можно лучше. Постарайтесь «насытить» вашего малыша общением и взаимодействием дома. А когда на прогулке столкнетесь с капризами ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на какую-нибудь интересную игру или занятие (например, догонять друг друга или мячик, вместе нести за ручки сумку или бежать, взявшись за руку, до дерева и тд.). Главное, не отчаивайтесь! Ваше спокойное и уверенное поведение поможет ребенку проще пережить отказ нести его на руках.   читать полностью
наталья , 33
Воспитание
Добрый день! В саду ребенок (6 лет) самостоятельный, сам одевается, но постоянно последний и делает все медленно! Утром постоянно кричит и конфликтуетс мамой, и медленно одевается, тянет время. Иногда я даже опаздываю на работу. Позволяет, грубо сказать маме и сказать в , например, что плохо готовлю! часто говорит, что мама его не любит, хотя это далеко неправда! Как реагировать, на подобное?  читать полностью
Наталья, вам кажется, что ребенок тянет время, медленно собираясь в сад, не ценит ваши старания в приготовлении пищи, несправедлив к вам и пр. Обидно! А как та же ситуация может выглядеть со стороны ребенка? Например, так: «Мои особенности нервной системы не позволяют мне быстро собираться. Но вместо того, чтобы отнестись с пониманием к моим трудностям и научить с ними справляться, меня обвиняют, ругают. Мне не нравится некоторая еда, но мама ее часто готовит, принуждает есть и еще сердится, если я говорю, что мне невкусно. Я хочу быть понятым! Но я слышу много упреков и недовольства в свой адрес и из-за этого мне кажется, что меня совсем не любят. Обидно!» Наталья, из вашего письма трудно понять, что же именно происходит в ваших отношениях, но, очевидно, пришла пора их менять. Медлительность вашего сына может быть связана с особенностями его нервной системы. Но нельзя исключать, что мальчик делает это намеренно для привлечения внимания. Возможно, теми грубостями, которые вам неприятны, сын хочет донести совсем иную информацию, чем ту, которую воспринимаете вы. Постарайтесь посмотреть на конфликтные ситуации глазами сына и, тем самым, прояснить для себя происходящее. Если есть такая возможность, обратитесь за очной консультацией к психологу.   читать полностью
Анна , 33
Ребенок не хочет идти в сад
Здравствуйте Ирина,три месяца дочка ходит в другой детский сад .Первый месяц она очень хотела туда ходить ,а сейчас не хочет.Думаю из за того что ей сожно договариваться с детьми .Сегодня спрашиваю почему ты не хочешь идти в сад ,она говорит что дети не хотят со мной играть и играют сами по себе ,при этом она может говорить детям не смотри на меня и сказать что нибудь не приятное.Я одеяла ее и сказала чтоб она улыбнулась и тогда с ней точно будут играть ,или можно поиграть в ту игру которую предлагают ребята ,а потом в свою которую она хочет.Еще она предлагает играть в те игры которые им не хочется играть ...Как я могу помочь .Еще у нас очень авторитарные воспитатель которая может говорит что она медленная ,и т.п. заметила что рисовать совсем не хочет ,раньше любила спрашиваю как проходит занятие в саду , дети рисуют потом готовые рисунки обсуждают и дети говорят все что угодно ,мне кажется критику развивать в детях в 4 х летнем возрасте рано , что мне делать посоветуйте .Спасибо  читать полностью
Здравствуйте, Анна. Действительно, дети в детском саду учатся тому, как входить в контакт с другими детьми и взрослыми и налаживать отношения. Пока дети воспитываются у себя дома, они впитывают определенные модели поведения и модели взаимоотношений. Возможно, вашей дочке трудно подчиняться правилам, и она в вашем доме, возможно, "верховодила". Поэтому ей непросто слушаться воспитателей или налаживать контакт с детьми, иногда подчиняясь их игре, если она хочет, чтобы ее взяли туда взяли, иногда предлагая свою. Возможно, вашей дочке не хватало адекватной власти в вашей семье, где она бы поняла, что иногда в подчинении тоже есть смысл. И удовольствие не только в том, чтобы лидировать и предлагать свое, хотя и этому важно кому-то научиться. Еще, вероятно, ваша дочка привыкла ощущать себя всегда правой или всегда прекрасной, и поэтому ей трудно встречаться с отражением других детей или воспитателя, о ее рисунках, например. И дело не в критике, а в том, чтобы ребенок получал отражение своего поведения или того, что он делает. Вы можете вместе с ней посмотреть ее рисунки и определить, что ей удается (например, сюжет, композиция, цвет), а что не очень (например, линия не твердая, или пропорции нарушены), тогда это поможет ей воспринимать себя более объемно и понимать, что если чего-то не умеешь, то это не страшно, можно научиться, в том числе потому, что многое умеешь, просто не все. И также с детской дружбой, вы можете разобраться вместе с ней, выделив то, что поможет ребяткам с ней дружить, и выделить то, из-за чего может быть с ней трудно дружить.   читать полностью

обратная связь
psychologies в cоц.сетях

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер