Psy в лицах

2592Альфред Адлер
Альфред Адлер
психолог, психиатр
Основное
Книги
Публикации

Годы жизни: 1870-1937

Альфреда Адлера многие считают учеником Зигмунда Фрейда. Даже Юнг в одном из своих писем называл его именно так. В реальности же Адлер еще до знакомства с «отцом психоанализа» сформировал собственные идеи, которые со временем стали основой системы индивидуальной психологии и пошли вразрез с идеями Фрейда.

Альфред Адлер родился в Вене, в большой и небогатой еврейской семье. У мальчика было слабое здоровье, и ему было трудно учиться в школе. Но известно, что он упорно старался преодолеть свои слабости, как физические, так и трудности в обучении. Он много времени проводил, играя на улице с другими детьми, которые поддерживали его и помогали. Возможно, этот детский опыт отчасти повлиял на его психологические теории о важности социального компонента в развитии личности. Врачом же Адлер решил стать, когда в возрасте 5 лет едва не умер от тяжелой пневмонии. Семейный врач сообщил родителям, что не сможет спасти мальчика, но, к счастью, нашелся другой врач, который смог победить болезнь.

Получив медицинское образование в Венском университете, Адлер не забывал о саморазвитии в других областях. Он изучал литературу и философию, читал труды по психологии. После окончания университета он какое-то время работал офтальмологом, затем врачом общего направления. Все это время он продолжал интересоваться психологией и функциями нервной системы. Неудивительно, что в итоге он стал все больше и больше внимания уделять направлениям психиатрии и неврологии.

Интерес к этим областям позволил Адлеру познакомиться с Зигмундом Фрейдом, у которого в 1901 году вышла книга «Толкование сновидений». Сам Фрейд считал это главным трудом своей жизни. Книга не вызвала бурного энтузиазма у психологического сообщества, но сторонники у теории Фрейда все же нашлись.

Адлер выступал в защиту этой работы, и Фрейд, тронутый его активным участием, пригласил Адлера в дискуссионную группу по психоанализу. Фрейд писал Юнгу, что считает Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», хотя и не разделял новаторских идей молодого врача. Сам Адлер тоже не был согласен с теорией Фрейда о том, что все психологические проблемы вызваны подавленной сексуальностью.

Он развивал свою теорию, согласно которой характер человека формируется под влиянием социальных факторов, а сам человек стремится реализовать потребность в самоутверждении и превосходстве над другими, компенсируя так называемый комплекс неполноценности. Этот термин, который в современном мире используется на каждом шагу, ввел в обращение именно Альфред Адлер.

Альфред Адлер

В 1907 году вышла книга Адлера «Исследование неполноценности органов». Описанные в ней теории формирования психики Фрейд воспринял в штыки. После этого отношения между двумя врачами продолжали накаляться. В 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического сообщества, а через год после этого Фрейд публично раскритиковал его подход. Адлер добровольно покинул свою должность и вместе со сторонниками сформировал «Общество свободных психоаналитических исследований», которое затем переименовали в «Ассоциацию индивидуальной психологии».

Раскол в психоаналитическом сообществе был неизбежен, но многие из участников этого процесса воспринимали его тяжело. Фрейд был крайне расстроен ссорой с Адлером, о чем свидетельствуют его письма Юнгу. При этом он называл новое общество психоаналитиков не иначе как «бандой Адлера» и запрещал членам Венского психоаналитического сообщества общаться с ними.

После «разрыва» с Фрейдом Адлер продолжал вести активную профессиональную жизнь. Он изложил основные концепции индивидуальной психологии в работе «О нервном характере» (1912 г.), начал выпускать «Журнал индивидуальной психологии», работал военным врачом во время Первой мировой войны.

После войны, в 1919 году, он создал первую детскую реабилитационную клинику. В течение нескольких лет он развивал это направление, и через несколько лет в Вене работало уже несколько десятков подобных учреждений. В каждом из них был врач, психолог и социальный работник. Это был не просто успех. Это был огромный вклад в развитие медицины. Примеру Адлера последовали в Германии, Голландии и США.

В конце 1920-х годов Адлер принял приглашение читать лекции в США, стал сотрудником Колумбийского университета. С 1932 года постоянно проживал в США, много преподавал в разных учебных заведениях. В 1937 году его пригласили прочитать лекции в Шотландии. 67-летний Адлер приехал в шотландский Абердин, но 28 мая скоропостижно скончался от сердечного приступа. Его могила находится в Абердине.

  • Наука жить
  • Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека
  • Техника лечения
  • Понять природу человека
  • Очерки по индивидуальной психологии
  • О стремлении к превосходству
  • Индивидуальная психология и развитие ребенка
  • Сны и их толкование
  • К теории галлюцинаций
  • Индивидуально-психологическое лечение неврозов
  • Достоевский
  • Воспитание детей. Взаимодействие полов
Как рождается самооценка
Как нас встретили в этом мире и какими воспринимали в детстве? Взгляд родителей всегда влияет на нашу самооценку, объясняет психоаналитик Марина Арутюнян.
Я хочу перестать осуждать
Критические замечания, насмешки, сравнения… Мы постоянно судим: обстоятельства, других и самих себя. Чаще — чтобы себя ободрить и отгородиться от реальности. Наш корреспондент решилась попробовать никого не судить.
Превосходство... неполноценности?
Среди нас немало тех, кто видит причину всех трудностей в своих исключительных достоинствах. Психотерапевт Янник Ле Жан рассказывает о том, что стоит за этими ощущениями.
Psychologies приглашает
Как оставить в прошлом страхи

Мастер-класс Psychologies

УЧАСТВОВАТЬ
новый номерМАЙ - ИЮНЬ 2020 №51
168Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты