psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Анатолий Берштейн
Анатолий Берштейн
историк, журналист, автор книги «Педагогика на кончиках пальцев» (Образовательные проекты, 2012).

Сталкер в мире детства

В комнате на первом этаже обычного девятиэтажного дома, которую нам выделили под клуб для работы с детьми, висел нарисованный углем портрет Януша Корчака. Он притягивал внимание прохожих. А для нас был своего рода педагогической иконой.
alt ФОТО Getty Images 

Януш Корчак родился 22 июля 1878 года в семье польских евреев и там же, в Польше, создал свой легендарный «Дом сирот» для детей. А потом там построили концентрационные лагеря с газовыми камерами. Один из них, Треблинка, стал для него и его детей конечным пунктом назначения.

Корчак не был женат. Его выбор – дети. С ними он был обручен на всю жизнь. Он бы врач и лечил всех – в том числе раненых на войне. А еще он писал книжки. Именно Корчак – первое человеческое, что я прочел о педагогике. Оказалось, что о детях можно говорить простым и ясным языком, не сюсюкать, не умничать, а рассуждать буднично, но живо и тонко. Мало, кто так их знал, как «Старый Доктор». Именно детей, а не представления о детстве. Их внутренний мир, их достоинства, слабости и особенности. Мало, кто так их знал и чувствовал. И что знаменательно: Корчак не был сам «большим ребенком», который остался в детском мире и был сродни детям. Скорее он был сталкер. В детство, своеобразный заповедник человеческого существования, пускают далеко не всех взрослых. В охранную зону могут попасть лишь те, кто по-настоящему чувствуют хрупкость и ценность того, что там находится. Кто сам, несмотря на возраст, сродни этой зоне. Кто, как чуткий барометр, способен улавливать колебания души, мучительные изменения роста ребенка. Дети вырастают и покидают зону. Сталкеры-педагоги остаются, чтобы охранять детство.

Януш Корчак «Как любить ребенка»
Януш Корчак «Как любить ребенка» Гуманист Януш Корчак был беспощаден ко взрослым. Горько и стыдно, когда узнаешь себя во множестве обыденных ситуаций, о которых он пишет.

Корчак был истым, искреннем и бескорыстным защитником детей. Ведь дети нуждаются в защите: и от самих себя, и от агрессивного мира взрослых. Символично, что оказавшись в гетто, он с детьми буквально оградился от той реальной жизни, которая была за стенами их интерната, создавая для детей иллюзию другой – привычной, мирной, справедливой.

Корчак говорил простые, банальные вещи: надо любить ребенка, уважать его личность и его слабость, признавать за ним право на ошибку, право жить сегодняшним днем и быть самим собой. И его слова не расходились с его собственными делами. Корчак не был святым, хотя его собственная жизнь была похожа на Евангелие. Он был всего лишь добрым и честным, умным и терпеливым с детьми. И, когда потребовалось, был с ними до конца.

Януш Корчак предпочитал не указывать детям путь в жизни, а предлагал им самим сделать выбор. Не учил «истине», но призывал каждого самостоятельно ее искать. Когда в четырнадцать лет они покидали Дом сирот, он напутствовал их так1:

  • Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
  • Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
  • Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
  • Мы даем вам одно – стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви.

1 Из выступления 1919 года, известного как «Прощание».
читайте также

«Прикоснуться к безусловному в педагогике»

Юлия Гиппенрейтер: «Что действительно нужно? Видеть в ребенке личность, принять ее и любить»

Могу ли я простить себя?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье