psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Илона Бонивелл
Илона Бонивелл
(Ilona Boniwell), психолог, руководитель международных программ в области позитивной психологии компании Positran (Франция), автор нескольких книг, одна из них "Ключи к благополучию" (Время, 2009).

5 привычек, которые сделают ребенка счастливее

Что нужно детям, чтобы справиться со сложностями и неопределенностью взрослой жизни? Физическая активность, здоровый сон, умение радоваться жизни... Но не только это: я могу назвать еще пять важнейших умений и привычек.
Подросток играет на гитаре ФОТО Getty Images 

1. Жить осознанно

Трудно сегодня найти человека, который не слышал бы об осознанности – эта техника полного присутствия в текущем моменте получила признание как один из самых эффективных рецептов счастливой жизни. Распространено неверное представление, что научиться осознанности можно лишь на специальных курсах. А ведь если говорить совсем просто, осознанность – это всего-навсего полное осознание мира вокруг себя и собственных чувств. Занятия вроде просмотра телевизора или серфинга в интернете, конечно, не подойдут. А вот гулять или мыть посуду в состоянии осознанности можно. И этому умению стоит научить детей. Простейший способ – снова начать гулять. Я говорю именно о прогулках без определенной цели, когда вы можете остановиться, чтобы насладиться видом красивого цветочка, при этом сознательно уделяя внимание всем своим органам чувств (осязание, вкус, обоняние, зрение, слух). Детей после определенного возраста может быть уже поздно приучать к прогулкам. Например, мой четырехлетний сын всегда относится к подобным предложениям с энтузиазмом, а вот подростки обычно отвечают: «Нет, спасибо». Интересно, что есть прямая связь между тем, сколько ребенок гулял в раннем детстве, и тем, насколько он любит прогулки в подростковом.

читайте такжеУроки жизни от наших детей

2. Учиться

Важнейшая особенность счастливого человека – умение учиться новому. Обучение освежает жизнь, удовлетворяет базовые психологические потребности (такие, как стремление к компетентности) и создает полезные трудности для преодоления. Мы уверены, что наши дети и так учатся – как-никак, они проводят большую часть времени в школе. Однако если они учатся пассивно и без интереса, то вряд ли получат от этого психологическую пользу. А чему им нравилось учиться в последнее время? Может, это была игра на музыкальном инструменте? Или они узнали что-то новое и интересное из книги, телепрограммы, напряженной дискуссии? А вы сможете учиться вместе с ними? Можно попробовать что-то новое или познакомить их с вашим давним хобби. Придумайте себе задание, которое можно будет выполнить вместе. Узнавая что-то новое, вы не только укрепите семейные взаимоотношения, но и покажете детям, что учиться можно в любом месте, в любое время и в любом возрасте.

читайте также

Полезна ли детям высокая самооценка?

3. Использовать свои сильные стороны

Только когда мы делаем то, что у нас хорошо получается, мы можем по-настоящему прочувствовать, что такое быть собой. Зная свои способности и таланты, мы открываем кратчайший путь к личной и профессиональной самореализации. Ежедневно задействуя свои сильные стороны и таланты, мы приближаемся к счастью и боремся с симптомами депрессии. Чтобы узнать свои сильные стороны, пройдите специальный тест (есть варианты для взрослых и для детей). Постройте фамильное древо, обозначив сильные стороны каждого члена семьи с помощью рисунков, коллажей, карточек (не забудьте про дедушек и бабушек). Обязательно подмечайте проявления талантов детей в обычной жизни. Когда я вижу, как мой сын исполняет сумасшедшие прыжки на своем BMX, то говорю: «Вижу, ты находишь хорошее применение своей тяге к приключениям».

читайте также

Как быть счастливым «нипочему»

4. Смотреть с разных углов

Вы предпочитаете думать, что стакан наполовину пуст или наполовину полон? Ищете во всем плюсы или видите везде недостатки? Редко что-то бывает целиком хорошим или плохим, но поскольку намного полезнее концентрироваться на хорошем, а не плохом, каждый раз, когда произошла неприятность, стоит спросить себя: «А есть ли здесь что-то хорошее?» и «Чему это нас учит?». Наблюдая подобное конструктивное мышление у родителей, дети научатся смотреть на происходящее с разных сторон – а это важнейший навык для профилактики депрессии в будущем.

5. Делиться

Никогда не встречала родителя, который хотел бы, чтобы его дети выросли эгоистами. Доброта и щедрость ценятся всегда и везде. Однако фраз в духе «будь хорошим» явно недостаточно, чтобы ваш ребенок (а особенно подросток) вырос именно таким. Щедрости можно учить и учиться, и, как всегда, гораздо лучше учить на практике, чем в теории. Договоритесь с детьми и сделайте приятный сюрприз для друга семьи или даже незнакомца. Займитесь вместе волонтерством. Исследования показали, что альтруистическое поведение активизирует центры удовольствия в мозгу – судя по всему, природа запрограммировала нас на получение удовольствия от помощи друг другу. Взаимная выгода очевидна – помогая другим, мы и сами чувствуем себя лучше!

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье