psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Марина Егорова
Марина Егорова
психогенетик, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Мифы об отличниках

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок учился хорошо; многие считают высокие оценки залогом дальнейших успехов. Наряду с этой вполне естественной позицией среди нас существует представление об отличниках как о выскочках, подлизах, занудах или «ботаниках», рождающее отчужденное, а то и негативное отношение к ним.

Говорить о проблемах школьников-отличников у нас не принято: у них же все хорошо, родители ими гордятся, учителя их любят, на олимпиадах они приносят школе награды, хлопот с ними никаких... Начиная с 2005 года при поддержке фонда имени Д. С. Лихачева мы проводили серию исследований с целью сравнить бытующие в обществе стереотипные представления с особенностями самовосприятия бывших школьных отличников: как они описывают себя, свои проблемы и достижения, отношения с другими людьми. Полученные данные полностью или частично опровергают многие мифы*. Выяснилось, например, что отношение к отличникам не зависит от их личных качеств (предполагалось, что к одаренным отличникам относятся хорошо, а к зубрилам – плохо). Другое заблуждение – что отношение к отличнику зависит от того, насколько в данной школе образование воспринимается как ценность. Но даже в лучших школах респонденты утверждали, что отличники часто имеют особые отношения с учителями, демонстрируют свое превосходство, не готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Еще один стереотип приписывает отличникам несамостоятельность, хотя они вполне способны активно действовать: выбирать «свой» вуз, отделяться от родителей, уезжать в другой город и т. п.

Самый, пожалуй, опасный миф – жизненная неуспешность отличников. В действительности они обычно достигают поставленных целей. Более того, большинство из тех, кто в школьные годы был отличником, во взрослом возрасте получают удовлетворение от работы. Отмечу интересную динамику: лет 15 назад половина владельцев собственного бизнеса были бывшими троечниками, а отличников было очень немного. Сегодня 56% владельцев бизнеса и топ-менеджеров – хорошисты, еще 22% – отличники.

На мой взгляд, все мы заинтересованы в том, чтобы увеличить вклад образованных людей в развитие общества, так что имеет смысл задуматься над парадоксом: почему интеллект ценится, а интеллектуалы не пользуются уважением? Почему мы пытаемся воспитать в собственных детях желание и умение учиться и одновременно отвергаем, обесцениваем тех, кто соответствует этим нашим требованиям?

* Вопросы психологии, 2008, № 3. С. 170–173.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


а насчет крепких отношений, я считаю так: если парень рассуждает таким образом: она заплатит мой кредит, или поможет мне его заплатить, тогда она меня достойна.. а если нет - она балласт.. тут уже похоже, что сам этот парень такой же балласт.. т.е. использование не одностороннее, а в целом отношения построены на взаимовыгодности с обеих сторон и не более того..Тяжелый случай)))
Psy like0
  • lalanika   
    244 недели назад

В свое время пришел к парадоксу (ныне подзабытому), что крепкие отношения возможны лишь тогда, когда готов все бросить (в том числе и заплаченный чужой кредит) и уйти через 5 минут)))). если отойти от темы ОТНОШЕНИЙ, мое мнение - когда даешь в долг, нужно учитывать, что тебе его могут и не вернуть (причины могут быть разные от непорядочности до невозможности его отдать, в жизни всяко бывает).. и исходя из этого, решать давать или нет.. ну или определить какую сумму ты можешь позволить себе отдать, с учетом того, что долг может и не вернуться.. а насчет крепких отношений, я считаю так: если парень рассуждает таким образом: она заплатит мой кредит, или поможет мне его заплатить, тогда она меня достойна.. а если нет - она балласт.. тут уже похоже, что сам этот парень такой же балласт.. т.е. использование не одностороннее, а в целом отношения построены на взаимовыгодности с обеих сторон и не более того..
Psy like0

Да дело не в заботе.... в ее преподнесении. Ее можно дарить, а можно вставлять в счет. Огромная разница между великодушием и торгашеством, хотя действие вроде одно и тоже))) ну в общем, да, в отношениях лучше делать то, что тебе приятно делать для человека.. если же это происходит через силу.. тогда даже непонятно становится на фига эти отношения вообще, если часто приходится себя заставлять, да перебарывать - нездоровый признак.Через силу, это только Ваши внутренние ограничения и барьеры. Никто не мешает их расширять в свободное время))) Повышать так сказать свои ТТХ. В свое время пришел к парадоксу (ныне подзабытому), что крепкие отношения возможны лишь тогда, когда готов все бросить (в том числе и заплаченный чужой кредит) и уйти через 5 минут)))).
Psy like1
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье