psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Борис Фаликов
Борис Фаликов
кандидат исторических наук, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ, автор книги «Культы и культуры» (Издательство РГГУ, 2007), а также других книг по истории и философии религии.

Наследники Авраама

Религия воспитывает нравственность. Одни считают это утверждение чем-то само собой разумеющимся. У других оно вызывает недоумение. А как же религиозные фанатики, «во имя веры» убивающие сотни людей?
Если вера сопрягается с любовью, вопрос о морали снимаетсяЕсли вера сопрягается с любовью, вопрос о морали снимается

Религия воспитывает нравственность. Одни считают это утверждение чем-то само собой разумеющимся. У других оно вызывает недоумение. Действительно, в священных писаниях разных народов есть вещи загадочные и тревожные, которые порождают нелегкие вопросы. К примеру, в Библии Бог требует от Авраама принести в жертву собственного сына. И тот покорно ведет Исаака на заклание. Заканчивается все благополучно – Бог видит непоколебимую веру Авраама и отводит его руку с ножом, занесенную над сыном.

Эта история совсем не похожа на благостные разговоры о морали. Как ее понимать? Жертвоприношение Авраама (а рассказ о нем в равной мере почитают и христиане, и иудеи, и мусульмане, недаром их религии называют «авраамическими») свидетельствует – во главе угла стоит вера в Бога. И она должна быть такой крепкой, что все остальное отступает на второй план, в том числе и самые близкие родственные связи. Об этом предупреждает пугающая фраза Иисуса Христа: «враги человеку домашние его». В том случае, конечно, когда они мешают отношениям с Богом.

Однако вера всегда сопрягается с любовью. Все авраамические религии утверждают любовь Творца к творению, которая, по словам Данте, «движет солнце и светила». И к венцу творения – человеку. Встречная любовь человека к Богу и не дает миру превратиться в «сумрачный лес»*. Ведь одной веры для этого недостаточно. Более того, вера опасна, она превращает людей в фанатиков, идущих ради нее на убийство. Которым и обернулось бы жертвоприношение Авраама, не будь оно остановлено силой божественной любви.

Читайте также наше

В наше время темная сторона веры опять на виду. Фанатики, уверенные в том, что исполняют волю Божью, отказываются от «лишних» размышлений и эмоций. А самые ретивые решают, что они ни много ни мало инструмент высших сил, и, превращая себя в «живые бомбы», без колебаний расправляются с теми, кто не верит в Бога или верит в него неправильно. Это пугает настолько, что многие начинают относиться к религии как к пережитку мрачного Средневековья. И недоумевают, как с ее помощью можно возродить общественную мораль. Не проще ли сделать это на гуманистических началах?

Спор этот лишен оснований. Религия никогда не ограничивалась слепой верой, в ней всегда была заповедь любви. Именно она и дала толчок гуманизму с его уважением к человеческому достоинству. В силу этой внутренней связи и религия, и гуманизм могут стать источником живого нравственного чувства. Если только не взбаламучивать его бессмысленными спорами, у кого это получается лучше.

*Данте Алигьери «Божественная комедия. Новая жизнь» (Азбука-Аттикус, 2013).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    143 недели назад

Нет. Это ложь, что религия может стать источником живого нравственного чувства. Религия несовместима с гуманизмом. Ни одна религия не говорит человеку того, что сказано в заключительной песне из фильма "Приключения Электроника": Теперь не доверяют, как прежде, чудесам. На чудо не надейся, судьбой командуй сам. Ведь ты - Человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай... Наоборот, все религии принижают человека, называют его ничтожеством рабом божьим, "грешным" от рождения, пытаются внушить ему чувство вины и слепой покорности богу... а так как никакого бога нет, то - его самозваным представителям в клобуках, чалмах, кипах... в чём там они ещё ходят?
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье