psyhologies.ru
тесты

Различия – не повод воевать

Лет тридцать назад я увидел в Ленинской библиотеке буддийского монаха в оранжевой рясе и решил, что перезанимался. Мало ли что привидится, когда с утра до ночи разбираешь древние тексты.
alt

Теперь-то мы не удивляемся, встречая на наших улицах женщину в хиджабе или мужчину в чалме. Что уж говорить о европейских и американских городах. Мой нью-йоркский коллега рассказывал, что одно время общался с таксистами на языке пенджаби: эта профессия, оказывается, популярна среди сикхов.

Глобализация сделала мир теснее. Наши соседи теперь не только говорят на незнакомых нам языках, но и исповедуют веру, о которой раньше мы имели смутное представление. Конечно, это настораживает. Для чего они так упорно собираются в своих мечетях, молельных домах, синагогах? Наверное, лелеют коварные замыслы. Но отторжение вызывают не только они у нас, но и мы у них. Наши новые соседи настаивают на своей непохожести и не хотят ее прятать. Мы утверждаем свою особость, а они свою, мы преданы своим богам, а они своим.

В прошлом это не раз приводило к религиозным войнам... Но приглядимся: глобализация не только ставит проблемы, она помогает их решать. Когда ближе узнаешь человека другой веры, начинаешь видеть, что в нем человеческого никак не меньше, чем в тебе, что и он ценит милосердие, терпимость, дружелюбие. Вера – другая, но так ли это важно, если она в идеале приносит схожие плоды?

Если мы спросим об этом у богослова, он будет настаивать – конечно, важно. Его задача – придирчиво изучать и сопоставлять религиозные догматы. К примеру, христианский Бог – личность, в индуизме на его месте располагается безличный Абсолют, а в буддизме его вовсе нет. Как тут договориться? Но когда начинают общаться мистики, выясняется, что сходств больше, чем различий. Например, католический монах Томас Мертон находил много общего между практикой своего ордена траппистов, дающих обет молчания, и буддийской медитацией. Слова разъединяли, а опыт объединял.

Совместный опыт и общий образ жизни сближает и нас, современных горожан. Конечно, это не тот мистический экстаз, к которому стремятся аскеты. Мы встречаемся по службе, на родительских собраниях и детских площадках, в судах и в парках. И выясняем, что есть множество ситуаций, общих для буддиста, мусульманина и христианина. И те ценности, которые культивируют наши религии, – дружелюбие, милосердие и терпимость – помогают нам жить вместе. Да, слова в этих религиях разные, но об этом пусть беспокоятся богословы.

читайте такжеНейроны духовности
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье