psyhologies.ru
тесты

«Наблюдать жизнь ребенка»

Елена Хилтунен прочитала для нас книгу Марии Монтессори «Впитывающий разум ребенка».
«Наблюдать жизнь ребенка»

«Oсновные книги Марии Монтессори давно переведены на русский язык – «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (АСТ: Астрель, 2005), «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» (Карапуз, 2009), «Помоги мне сделать это самому» (Карапуз, 2004) и другие. До последнего времени для нас оставалось загадкой лишь то, как понимает она самый первый период жизни детей – от рождения до трех лет.

Книга «Впитывающий разум ребенка» посвящена именно этой теме. Мария Монтессори утверждает, что взрослые ошибаются, когда стремятся в первую очередь научить ребенка, передать ему свой жизненный опыт. Для развития детей необходимо другое, пишет она, умело наблюдать их жизнь, терпеливо ждать раскрытия дарований и помогать их проявлению. Монтессори утверждает, что целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей (а не авторитарное обучение знаниям, выработанным человечеством, как сейчас, например, в России). И первые два года жизни ребенка являются самыми важными. Но как учить маленьких детей? «Какие уроки мы можем преподать этому крошечному существу, которое не понимает смысла того, что мы говорим?» – спрашивает Монтессори.

И не дает советов. Но склоняет нас пристально изучать психическую жизнь ребенка, принципиально отличную от психической жизни взрослых. Как ребенок завоевывает независимость? Как осваивает человеческий язык и в какой момент начинает мыслить? Каковы видимые проявления в нем духовной жизни? Чем конкретно мы можем помочь ему на пути взросления? Вот главные вопросы, ответы на которые дает эта книга.

Важно не учить детей, но умело наблюдать их жизнь и помогать явиться их дарованиям

Можно сетовать на то, что текст был написан полвека назад и в науке о человеке за это время сделано много новых открытий. Или усомниться в излишней биологичности и психологичности и даже некоей религиозности подходов Монтессори. Но не перестает удивлять умение автора тонко и точно описывать свои наблюдения за жизнью многих детей, которые Монтессори вела в разных уголках земли – в Африке, в Европе, в Америке. Научная интерпретация этих наблюдений и составляет основную канву книги».

Об авторе книги

Мария Монтессори (Maria Montessori, 1870–1952) – выдающийся итальянский педагог, психолог, философ, врач, автор уникального педагогического метода обучения и саморазвития детей, известного во всем мире. Выдвигалась на Нобелевскую премию мира. Автор более 20 книг. Эту она написала в возрасте 77 лет.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты