psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Елена Хилтунен
Елена Хилтунен
монтессори-учительница, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор книг «Практическая монтессори-педагогика» (Юнион-паблик, 2004), «Уроки на корточках» (Генезис, 2006).

«Наблюдать жизнь ребенка»

Елена Хилтунен прочитала для нас книгу Марии Монтессори «Впитывающий разум ребенка».
М. Монтессори «Впитывающий разум ребенка», Благотворительный фонд «Волонтеры», 320 с. М. Монтессори «Впитывающий разум ребенка», Благотворительный фонд «Волонтеры», 320 с.

Мария Монтессори (Maria Montessori, 1870–1952) – выдающийся итальянский педагог, психолог, философ, врач, автор уникального педагогического метода обучения и саморазвития детей, известного во всем мире. Выдвигалась на Нобелевскую премию мира. Автор более 20 книг. Эту она написала в возрасте 77 лет.

«Oсновные книги Марии Монтессори давно переведены на русский язык – «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (АСТ: Астрель, 2005), «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» (Карапуз, 2009), «Помоги мне сделать это самому» (Карапуз, 2004) и другие. До последнего времени для нас оставалось загадкой лишь то, как понимает она самый первый период жизни детей – от рождения до трех лет. Книга «Впитывающий разум ребенка» посвящена именно этой теме. Мария Монтессори утверждает, что взрослые ошибаются, когда стремятся в первую очередь научить ребенка, передать ему свой жизненный опыт. Для развития детей необходимо другое, пишет она, умело наблюдать их жизнь, терпеливо ждать раскрытия дарований и помогать их проявлению. Монтессори утверждает, что целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей (а не авторитарное обучение знаниям, выработанным человечеством, как сейчас, например, в России). И первые два года жизни ребенка являются самыми важными. Но как учить маленьких детей? «Какие уроки мы можем преподать этому крошечному существу, которое не понимает смысла того, что мы говорим?» – спрашивает Монтессори. И не дает советов. Но склоняет нас пристально изучать психическую жизнь ребенка, принципиально отличную от психической жизни взрослых. Как ребенок завоевывает независимость? Как осваивает человеческий язык и в какой момент начинает мыслить? Каковы видимые проявления в нем духовной жизни? Чем конкретно мы можем помочь ему на пути взросления? Вот главные вопросы, ответы на которые дает эта книга.

ВАЖНО НЕ УЧИТЬ ДЕТЕЙ, НО УМЕЛО НАБЛЮДАТЬ ИХ ЖИЗНЬ И ПОМОГАТЬ ЯВИТЬСЯ ИХ ДАРОВАНИЯМ.

Можно сетовать на то, что текст был написан полвека назад и в науке о человеке за это время сделано много новых открытий. Или усомниться в излишней биологичности и психологичности и даже некоей религиозности подходов Монтессори. Но не перестает удивлять умение автора тонко и точно описывать свои наблюдения за жизнью многих детей, которые Монтессори вела в разных уголках земли – в Африке, в Европе, в Америке. Научная интерпретация этих наблюдений и составляет основную канву книги».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье