psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Маргарита Жамкочьян
Маргарита Жамкочьян
психотерапевт, социальный психолог, переводчик мирового бестселлера Л.Первина и О.Джона «Психология личности» (Аспект Пресс, 2001).

PSYCHOLOGIES №36

Освоение территории

Построить дом, посадить дерево, произвести на свет ребенка... К этой триаде современные родители обязательно добавляют: найти ребенку хорошую школу.

Что это значит – хорошую? Обычно под этим словом мы подразумеваем компетентных, лучше – талантливых преподавателей, «стратегический» набор знаний (английский, информатика...) и т. д. Но ведь школа не просто учит, образовывает, но еще и психологически влияет на своих учеников.

«СВОЕ» ПРОСТРАНСТВО ЗАЩИЩАЕТ, ДАЕТ ЧУВСТВО, ЧТО НАС ПРИНИМАЮТ, ЛЮБЯТ,ЧТО МЫ - ВАЖНЫ».

Вспомните школьные коридоры: в них так хорошо видно всех и каждого – не спрячешься. Вспомните наши классы: дети сидят так, что любое их движение заметно. Даже в частных заведениях, где в классах по пять-восемь учеников, дети сидят по одному, потерянные в разных концах помещения. А школьные туалеты, где нет кабинок или они не закрываются? Школа словно ничейная территория: здесь все видно насквозь и каждый выставлен на всеобщее обозрение. Из обжитого, теплого, уютного пространства своего дома первоклашка впервые попадает на чужую территорию. Здесь нет ощущения защищенности (нельзя спрятаться от чужих глаз, нет рядом родителей или няни); нет своего, только тебе принадлежащего места (кровати, пространства для игры, чтения, еды); нет ощущения принадлежности к семье, права быть принятым, любимым, важным. Этот эффект чужой территории и рождает школьные фобии: боязнь выйти к доске, сходить в туалет, страх перед оценкой, криком, оскорблением со стороны учителей. Главный страх – «меня не принимают» – сохраняется на долгие годы, нередко определяя и личную судьбу, и карьеру человека.

Защита от чужого пространства – взаимоотношения с одноклассниками. Их мы и вспоминаем с теплом. Но это парадоксальная ситуация с точки зрения психолога: не удовлетворив фундаментальную потребность в безопасности и личном пространстве, дети удовлетворяют другую – в принадлежности к дружескому сообществу.

Школа мало изменилась со времен нашего детства, но сегодня у нас есть возможность выбора. Определяя ребенка в школу, обратите внимание на то, как оформлено ее пространство. В хороших школах много детских рисунков на стенах и зеркала во весь рост. Для малышей есть уютные закутки в классе, а для старших, к примеру, открыт кафетерий, где можно общаться друг с другом. И обязательно загляните в туалеты...

Если выбор ограничен или ребенок уже учится в традиционной школе, помогите ему освоить это «чужое» пространство. Для этого попросите его нарисовать свой класс, школьный коридор... А затем раскрасить или дорисовать их так, как хочется. Это поможет ему «освоить» ничейную территорию и, возможно, сделать ее своей.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • LorenBar   
    246 недель назад

Спасибо огромное!
Psy like0
  • LorenBar   
    246 недель назад

ровно месяц
Psy like0
  • LorenBar   
    246 недель назад

Спасибо, отрезвляет :-)))
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье