psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Андре Конт-Спонвиль
Андре Конт-Спонвиль
(Andre Comte-Sponville), философ. На русском языке изданы его книги "Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени" (РУДН, 2009), «Малый трактат о великих добродетелях» и «Философский словарь» (Этерна, 2012).

Три причины не верить в Бога

Страдание, несовершенство человека и ... желание, чтобы Бог и правда существовал – философ Андре Конт-Спонвиль о причинах, по которым он не верит в Высший Разум.
alt ФОТО Getty Images 

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая – самая банальная, но и самая значительная – это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас. Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен – какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога – это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью. Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком – как это ничтожно, как это жалко! Разве можно представить, что Бог, создавая человека, хотел именно этого?

Просто быть приличным человеком...Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование. Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее – не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях – желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения. Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас – пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний. Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии – значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я – как и другие люди – хочу верить в существование Бога, – уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    164 недели назад

Да уж, действительно всё написано. Например, как бог убивал ни в чём не повинных египетских первенцев. Или как устроил всемирный потоп, убив вообще всё живое. «Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом Завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и доходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом...» Марк Твен, писатель.
Psy like0
  • MihTimak   
    164 недели назад

Очень правильно пишет автор. Если на минутку представить, что всё на свете создано богом, значит, и всё зло создано им же. И конечно, зачем такому богу поклоняться?
Psy like0

Я согласна с mademoiselle-Ledencova, по поводу веры и Бога... Бог уважает выбор человека и навязываться не будет. Он не устраивает землятресения...Он допускает это в жизнь человек...А кто не знает какой Бог, достаточно вдумчиво читать Библию, где все написано Кто такой Бог и как Он действует...С Богом люди меняются, поверьте, в лучшую сторону...
Psy like0
новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье