Три причины не верить в Бога

Страдание, несовершенство человека и... желание, чтобы Бог и правда существовал – философ Андре Конт-Спонвиль о причинах, по которым он не верит в Высший Разум.
Три причины не верить в Бога

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас.

Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен – какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога – это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью.

Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком – как это ничтожно, как это жалко!

Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование.

Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее – не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях – желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.

Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас – пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний.

Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии – значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я – как и другие люди – хочу верить в существование Бога, – уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.

Об авторе

Андре Конт-Спонвиль

Андре Конт-Спонвиль (André Comte-Sponville) – французский философ, материалист, атеист.

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    1 неделю назад

Полное неверие в Бога это такая же вера, только - в его отсутствие... Одни верят, что Бог есть, другие верят, что его нет... С точки зрения современной науки и то, и другое не доказуемо. Физики знают, что основные вопросы концепции "Большого взрыва", с которого началась наша вселенная, что взорвалось и почему взорвалось? Кто(что) нажал "кнопку"? Ответа на этот вопрос нет, но он легко решается, если мы вводим концепцию вселенского разума.... На это ученые пойти не могут, но нет нет да об этом задумываются. С точки зрения устройства нашей психики, концепция Бог неразрывно связанна с понятием Веры и, если эта Вера поддерживает людей и помогает им справляться с тяготами жизни, то Бог безусловно есть. Если человек прикрывается Верой, чтобы вдоволь наворовавшись успокоить остатки совести - утешиться и воровать снова, то Бога - нет... Если вы желаете лучше познать себя, то не ищите Бога во вне, представьте, что "Бог" это внутреннее, что это запрос, или особенность, которая существует, как концепт, как часть Вашей личностной структуры и задача нормального человека, отыскать эту часть, осознать ее и дать ей развиться....! Без этого осознания - любая религия будет только уводить Вас от Бога , а не приближать к нему. Удачи и Веры!
Psy like0
  • MihTimak   
    194 недели назад

Да уж, действительно всё написано. Например, как бог убивал ни в чём не повинных египетских первенцев. Или как устроил всемирный потоп, убив вообще всё живое. «Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом Завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и доходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом...» Марк Твен, писатель.
Psy like0
  • MihTimak   
    194 недели назад

Очень правильно пишет автор. Если на минутку представить, что всё на свете создано богом, значит, и всё зло создано им же. И конечно, зачем такому богу поклоняться?
Psy like0
новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты