psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Николай Крыщук
Николай Крыщук
писатель, лауреат нескольких литературных премий, автор книг прозы и эссе, одна из последних – «В Петербурге летом можно жить» (Лимбус пресс, 2014).

Толерантность и агрессия

Уверенный в себе человек терпим, в отличие от неуверенного, который во всем видит угрозу для себя.
alt

Живо помню время, когда слово «толерантность» вновь появилось в нашем словаре. Говорю «вновь», потому что само слово бытует в общественном сознании уже несколько сот лет. У нас в 20–30-е годы прошлого века его прочно похоронили, и вот оно воскресло. Новую жизнь, сколько понимаю, оно тогда же обрело и в других странах, был принят целый ряд международных деклараций.

Но одно дело декларации, другое – повседневная жизнь миллионов людей. Я говорю именно о повседневности. Магазины стали частными, и продавцы быстро овладели вежливыми и даже участливыми улыбками. Терпеливо сносили стариков, которые привередливо копались в товаре, тасовали упаковки и явно тормозили процесс торговли. Это, впрочем, понятно. Но и очередь вела себя спокойно, даже едкими шутками не обменивалась. Спросить дорогу было истинным удовольствием. Никто не намекал на отсутствие смекалки у того, кто задал вопрос, – объясняли по несколько раз и даже вызывались проводить. Так вели себя по отношению к старикам, к женщинам, к детям, к выходцам из Средней Азии, плохо управляющимся с русским языком.

читайте такжеКто забирает нашу энергию?

Спорить мы привыкли запальчиво, но и из споров почти исчезла агрессивность. Высшим шиком было проявить уважение к чужой, даже абсурдной точке зрения. Это был знак великодушия и цивилизованности. В моду вошла фраза, которую приписывают Вольтеру: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».

И вдруг снова все изменилось. Агрессивность вернула себе ореол святой веры и убежденности. Если кого-то еще и пытаются остановить, он отвечает: зато я искренен, или: я за справедливость. О толерантности, напротив, стали говорить как о синониме равнодушия, беспринципности и даже цинизма. А человек обязан бороться, отстаивать, жертвовать. Правда, в реальности готовность к жертве выглядит порой комично и даже устрашающе.

читайте такжеАндре Конт-Спонвиль: «Высота духа доступна не только верующим»

Журналистка рассказала дорожный эпизод. Боковое зеркало показывало, что машины в соседнем ряду на достаточном от нее расстоянии, и она включила повортник. Но тут же поняла, что зеркало ее обмануло, машина прошла чуть ли не в миллиметре от бампера черного джипа. Разбираться в том, специально это сделано или невольно, понятно, никто не будет. Она была готова ко всему, но продолжение истории потрясло ее. Дальше цитирую: «Когда человек в «подрезанной» машине второй раз подставил свой джип, я ушла от удара в левый крайний ряд, то есть вариантов за мной гнаться у него просто не было. Но он вариант нашел, он поехал по встречке – и снова подставил свой джип. На этот раз я включила аварийку и остановилась. Он подошел: «Ну?» – «Что «ну»? Да, я ошиблась, да, могла быть аварийная ситуация. Но вы хоть понимаете, что уже после этого вы сами создавали ситуацию, в которой могли погибнуть?» – «И че? Пусть бы я сдох, но и тебя бы с собой утащил».

Что же случилось с нами? Ни одна газета, ни одна передача не выходит нынче без разговора о нарастающей агрессии. Причину видят обычно в изменившейся социальной ситуации. Но, согласитесь, это объяснение будет выглядеть смешно, если мы попытаемся таким способом оправдать поведение упомянутого выше водителя. Разве мы только марионетки обстоятельств? Над этим стоит задуматься.

читайте также«Проходить тест Люшера в интернете – бессмысленно»

В этом смысле интересны психологические тесты Валентины Пономаревой, в которых каждый может проверить и определить мотивы своего толерантного и нетолерантного поведения. Например, если вы адекватно воспринимаете окружающую среду, критически относитесь к себе, то у вас все предпосылки вести себя толерантно. Если же замечаете у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки – готова обвинительная позиция. Уверенный в себе человек терпим, в отличие от неуверенного, который во всем видит угрозу для себя. Так же обстоят дела с ответственным человеком и с тем, кто снимает с себя ответственность за происходящее. Особенно мне понравился тест пятый: «Чувство юмора. Толерантный: живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. Интолерантный: апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес».

Есть, конечно, и еще один важный пункт. Толерантно ведет себя человек, предпочитающий демократическое устройство и демократический образ жизни. Тот же, кто выше всего ценит жесткую власть, может сколь угодно долго уговаривать себя быть терпимым. Моральную, то есть внешнюю терпимость он до некоторой степени может в себе выработать, но нравственной терпимости без самопознания и движения к внутренней гармонии – никогда.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье