Подростки разучились быть наедине с собой

У нынешних подростков из-за избытка информации, постоянно поступающей по разным каналам, возник дефицит общения с собой. Оставшись без привычных гаджетов, они получат интересный опыт самопознания.
alt

Не так давно я решила провести небольшое исследование. В эксперименте принимали участие 68 девочек и мальчиков 12–18 лет из числа моих знакомых или клиентов. Им предстояло провести восемь часов в одиночестве, занимаясь чем угодно, по своему выбору. Единственное ограничение: не пользоваться никакими электронными приборами (телевизор, радио, компьютер, телефон и прочее). На следующий день все они были приглашены ко мне в кабинет, чтобы рассказать о своих мыслях и чувствах в процессе эксперимента. Моя рабочая гипотеза заключалась в том, что у нынешних подростков из-за избытка информации, постоянно поступающей по разным каналам, возник дефицит общения с собой. Оставшись без привычных гаджетов, они получат интересный опыт самопознания.

Результаты оказались не только неожиданными, но даже слегка пугающими. Все подростки изначально имели план – как именно они проведут этот день. Однако довести эксперимент до конца сумели только трое. Все остальные в разное время прервали его, так как у них резко ухудшилось самочувствие. «Мне казалось, что у меня голова лопнет», «бегал по комнате, не мог ничем заниматься», «все время рука сама тянулась – открыть ящик и взять пульт»... 20 мальчиков и 7 девочек описывали физиологические симптомы недомогания: болела голова, дрожали руки, появилась сухость во рту, тошнота, озноб. Почти все испытывали неопределенный страх, в голове появлялись «дурацкие мысли». Радость и интерес от встречи с самим собой (на которые я так рассчитывала) упоминали только шесть человек, да и то они полностью исчезли к третьему часу одиночества.

Создать условия, в которых они смогут научиться находить себе занятия в реальном мире.

Любопытно, что, прервав эксперимент, только пятеро отправились к друзьям в гости или во двор. Все остальные включили телевизор, компьютер, позвонили по мобильнику, сразу же включили музыку. Осмысляя результаты эксперимента, большинство подростков сами прямо говорили об обнаружившейся зависимости – «получается, я не могу без…», «это было вроде ломки»… 53 подростка признали эксперимент полезным для себя – «теперь я об этом знаю и смогу что-то сделать».

Подростки не просто не умеют занимать сами себя. Оставшись без привычных гаджетов, они начинают испытывать жесточайшую сенсорную депривацию. Но ведь не они придумали этот начиненный электроникой мир. Поэтому наша задача как ответственных взрослых – показать, как черпать эмоции из разных источников. Многие ли знают, как полезно рисовать вместе с детьми? Придумывать истории с продолжениями? Пилить, строгать, сколачивать полочки и табуретки? Искать «клады» по «пиратским» картам? Строить шалаши и домики на деревьях? Многие ли родители учили детей вести дневник, узнавать и описывать свои чувства? А ведь так ребенок получает шанс, оставшись наедине с собой, увидеть в этом время для творчества.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Спасибо за хорошее исследовании. На мой взгляд, вина в том, что подросток не может быть с самим собой наедине, заключается в примере. А на примере что мы видим? Тех же взрослых, которые трезвонят во все колокола,и кричат что молодежь зависима сейчас от гаджетов, жизнь их однообразна и скучна,но извините, что мы видим на самом деле?На самом деле,взрослые, окружающие детей люди, часами напролет сидят в соц.сетях и самоутверждаются за "лайки", компенсируют свою какую-то недостачу из прошлого и измеряют свой успех в фальшивых фотографиях. Почему бы взрослым не взять и не пойти с теми же "трудными" своими детьми, подростками в парк, посетить совместно дальнего родственника, почему бы не сходить с ребенком на рыбалку (для мальчика, но не суть), приготовить прекрасный ужин (для девочки,но не суть). Научите, родители, своим примером как можно жить с собой, чувствовать себя и свои желания, научите доверять и ценить каждый прожитый день!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты