Почему нам так не нравится встречать русских за границей?

Безмятежность и тишину морского берега в далекой стране вдруг разрушает женский голос: «Маша! Куда ты пошла! Я кому говорю?» – а тут уже и отец семейства подоспел на арендованном джипе и включил громкую музыку. Почему встречи с соотечественниками наc так бесят, размышляет психолог Евгений Осин.
Почему нам так не нравится встречать русских за границей?

Вот женщины в купальниках фотографируются среди молящихся у Стены плача, а вот они же в магазине примеряют вещи, громко обсуждая их недостатки, а заодно и всех окружающих… Пожалуй, каждый из нас, кто хоть раз выезжал за границу, мог бы вспомнить подобные встречи с соотечественниками, а также собственные чувства в этот момент – раздражение, стыд, неловкость…

Для каждого человека поездка за границу – своего рода выход за пределы повседневности.

Мы едем за новыми впечатлениями: чтобы встретить людей, которые ведут себя и одеваются не так, как мы, думают и смотрят на мир немножко иначе.

Мы стремимся оказаться в новых ситуациях, которые дадут нам возможность получить какой-то необычный опыт, попробовать себя в новой роли – как будто надеть маску на время карнавала.

Но встреча с соотечественниками напоминает нам о повседневной жизни, возвращает нас к реальности. И если среди иностранцев мы можем чувствовать себя вполне свободно, с соотечественниками эта карнавальная анонимность нам недоступна. Они не только понимают наши разговоры на родном языке, но и ждут от нас определенного поведения. Эти ожидания и вызывают раздражение.

Тревога от встречи с соотечественниками происходит от затаившегося в нас неуважения к самим себе, сомнения в собственной ценности

В XIX веке тургеневский герой неохотно знакомился с русскими за границей, узнавая их по выражению лица: «...Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… «Батюшки мои!.. не смеются ли надо мною?»

То же самое заметил и Достоевский: «За границей, в толпе иностранцев, мне всегда бывает легче: тут каждый идет совершенно прямо, если куда наметил, а наш идет и оглядывается: «что, дескать, про меня скажут».

В полном согласии с идеями современной психотерапии, Достоевский считал, что эта тревога происходит от затаившегося в нас неуважения к самим себе, сомнения в собственной ценности, которое мы компенсируем напускным самомнением. Поиском любых, даже самых простых оснований, чтобы считать себя лучше других.

Из неуверенности в собственной ценности и внутреннем праве быть таким, какой я есть, рождается и ярко выраженная у русского человека склонность давать моральную оценку поступкам других. О ней писал философ Бердяев. Он отмечал, что нам часто не хватает свойственного европейцам уважения к личности. А это – основа деликатности, нежелания вторгаться в чужую жизнь и способности воздержаться от суждений.

Почему нам так не нравится встречать русских за границей?

В отличие от европейцев, мы часто продолжаем верить в абсолютную истину и считать, что поступки всех людей можно оценивать по одним и тем же критериям. И критерии эти, конечно же, наши.

Как юный Лев Толстой, мы часто делим людей на «comme il faut» (комильфо, приличный – фр.) и «не comme il faut». Мы не допускаем мысли о том, что к другим людям наши принципы могут быть неприменимы: у них свои ценности, и поступки, которые кажутся нам дикими или странными, для них могут иметь совершенно иной смысл.

Человек, живущий по своим собственным стандартам и игнорирующий мнение большинства, как это делал Иосиф Бродский, вызывает в нашей культуре недоумение: «Он что, думает, что он самый умный? Ей что, больше всех надо?» Поэтому встречи с людьми, принадлежащими к нашей родной культуре, часто вызывают у нас тревогу. Даже если они молчат, мы понимаем, что они оценивают нас, и подспудно боимся этой оценки. Внимательно относиться к оценке другими всех нас учат с раннего детства.

Родители, транслирующие ребенку мысль: «Чтобы я тебя любил(а), ты должен(а) соответствовать моим ожиданиям»;

Учителя, которые хвалят только за ту работу, которая соответствует жестко заданному шаблону.

Все это вносит свой вклад в формирование личности, испытывающей нехватку самоуважения. Человек болезненно чувствителен к чужой оценке. И даже невежливое поведение соотечественников склонен принимать на свой счет, как будто тот факт, что они из одной страны, что-то говорит о нем самом. Одновременно он и сам стремится оценивать других, чтобы доказать себе «от противного»: я чего-то стою, потому что я не такой (не такая), как они.

Человек, живущий по своим собственным стандартам и игнорирующий мнение большинства, вызывает в нашей культуре недоумение

Эти чувства – тревога и презрение к «невоспитанным», неделикатным соотечественникам – две стороны одной медали, и заметить их можно, лишь находясь за границей, благодаря контрасту с окружающей действительностью. Достоевский писал: «Две противуположности всегда сидят почти во всяком интеллигентном русском». Противоядие к ним очень простое – это спокойное чувство собственного достоинства, уверенность в собственном праве быть самим собой, жить в согласии с собственными ценностями.

Как отмечает психотерапевт Альфрид Лэнгле, чувство собственного достоинства формируется у человека благодаря уважительному вниманию, справедливому отношению со стороны окружающих и близких, признанию его ценности и права быть самим собой – даже если он не соответствует их ожиданиям. Отношение окружающих к нам в раннем детстве – основа нашего отношения к себе.

Но верно и обратное: на наше отношение к себе влияет и то, как мы сами относимся к другим. Даже если мы не получили достаточно уважительного внимания в детстве и не получаем его от окружающих, мы можем воспитать достоинство в себе.

Первый шаг к этому – готовность самому воздержаться от оценок, признать за другими право не соглашаться с нами и жить по собственным правилам, какими бы они ни были. Тогда встречи с соотечественниками за границей не будут вызывать у нас неприятных чувств – по крайней мере, тех, которые мы не испытали бы, столкнувшись в аналогичной ситуации с представителями любой другой культуры.

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


По поводу "А здороваться со всеми как раз принято у нас, в деревне, где человек на виду. В мегаполисах это невозможно." - не согласна. Возможно. И, по моему мнению, нужно. Если вы заходите в помещение, по этикету принято здороваться входящему. У меня, например, на работе некоторые здороваются раз в несколько лет, заходя ко мне в комнату. Нормально? Мне не нужно заложенное в русском слове "здравствуйте" пожелание здоровья. Можно заменить на более нейтральное "добрый день..." Но это нужно для налаживания контактов между людьми. И на лестнице соседи далеко не всегда друг с другом здороваются. А при обращении к другому человеку мы легче узнаем хотя бы в лицо друг друга. Это вопрос безопасности. В городах это особенно актуально. Я говорила о том, что в Европе принято, обращаясь к кому-то, начинать со "здравствуйте". Мне кажется эта форма налаживания контакта нормальной и достойной подражания. А с "извините" гораздо легче пройти, если торопишься, а дорогу кто-то перегораживает. Однажды после поездки во Францию заходила в окрестные магазины и здоровалась. Увы, продавцы напрягались,словно к ним зашел человек в черной маске. К счастью, эта ситуация меняется. Возможно, как написано выше, вырастут новые поколения, для которых здороваться станет нормой. "грязь я видела и в Париже, и в Ницце, особенно напрягали там переполненные мусорные ящики с разбросанным рядом мусором, которые находятся прямо на улицах." Но ее же там убирают? Грязь есть во всех городах. Вопрос в том, что с ней дальше происходит. Вы замечали, что у нас она слишком долго лежит, в некоторых местах - месяцами и годами? Мой город морской, ветреный. Сложенный в кучу мусор просто разлетается.
Psy like0

Я знаю разных русских. Мы здесь обсуждаем, насколько я поняла, "чем нам НЕ нравятся соотечественники"?
Psy like0
  • Ola-L   
    148 недель назад

Я вот тоже не стремлюсь сближаться с русскими за рубежом именно из-за того, что хочу окунуться в чужую культуру, язык, к которому готовлюсь перед поездкой, нравится наблюдать за поведением жителей других стран. А здороваться со всеми как раз принято у нас, в деревне, где человек на виду. В мегаполисах это невозможно. Насчет сохранения чистоты и культурных ценностей, это тоже смотря где. Очень не нравятся разрисованные памятники, здания, это просто вандализм, но в Европе это есть везде, вот Афины очень жалко! Скандинавия чистая, благодаря высоченным штрафам за мусор. Вот здесь соглашусь, почему у нас штрафы не собирают, сразу стало бы чище. Но грязь я видела и в Париже, и в Ницце, особенно напрягали там переполненные мусорные ящики с разбросанным рядом мусором, которые находятся прямо на улицах. И почему мы напрягаемся, что мы не такие, как они? Другие не напрягаются. В музеях я видела исключительно русских, очень интеллигентных людей, В ресторанах русские ведут себя сдержанно и культурно. Вот кто орет (уж извините за слово), так это немцы. А где соберется их компания, так они вообще себя не сдерживают. Женщины не только гогочут, а даже визжат :) Испортили нам весь отдых на море в Греции.
Psy like0
новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты