psyhologies.ru
тесты

Жизнь других

Кто написал песни Высоцкого? Странный вопрос, конечно Высоцкий. А теперь представим себе, что через 100 лет какой-то литературовед пришел к выводу, что Высоцкий никак не мог написать песен о моряках, геологах, шахтерах, солдатах, альпинистах, боксерах и бегунах на короткие дистанции, потому что он никогда не был моряком, геологом, и т. д., да и вообще был недостаточно образован, чтобы писать хорошие стихи.
Жизнь других

Представим себе, что для каждой из песен наш литературовед нашел более правдоподобного, с его точки зрения, автора и стал создавать теории, почему этим авторам было выгодно скрываться под псевдонимом «Высоцкий».

Полный бред, скажет читатель, никто из современников никогда не сомневался в авторстве Высоцкого. А между тем нечто похожее произошло с другим актером и поэтом, с Уильямом Шекспиром, хотя никто из его современников тоже не сомневался в его авторстве. Этой теме посвящена недавно вышедшая книга известного американского историка, профессора Колумбийского университета Джеймса Шапиро, название которой содержит непереводимую игру слов Contested Will*, что можно перевести и как Опровергнутый Уилл, и как Опротестованное завещание.

Возможно, способность пережить и описать пережитое кем-то другим и есть главное свойство таланта

Вопрос, который задает Шапиро, - не кто автор произведений Шекспира, а откуда взялся миф, что их написал кто-то другой. Главные аргументы против авторства Шекспира напоминают аргументы нашего вымышленного литературоведа: низкое происхождение, недостаточно образован, не был придворным, чтобы так правдоподобно описывать дворцовые интриги. Книга Шапиро напоминает увлекательное детективное расследование. Вывод историка: хотя в биографии Шекспира есть темные места, все существующие теории заговора намного менее убедительны, и содержат значительно больше противоречий, чем его официальная биография.

В конечном счете вопрос сводится вот к чему: может ли одаренный человек выйти за рамки своего социального происхождения, образования и профессии и описать неизвестную ему реальность так, как если бы он пережил ее сам. Пример Высоцкого и Шекспира показывает, что может. Да, скажет образованный читатель, но и Высотский, и Шекспир были актерами, а то, что актер может перевоплощаться и переживать за другого человека, мы знаем уже из системы Станиславского. Как обстоит дело с другими профессиями?

Мне кажется, что способность пережить и описать пережитое кем-то другим и есть главное свойство настоящего таланта, независимо от профессии. Самый яркий пример такого перевоплощения в другого — повесть «Холстомер», в которой Толстому удалось до такой степени проникнуть во «внутренний мир» животного, что Тургенев не мог удержаться от восхищенного, с оттенком некоторой профессиональной зависти, замечания: «Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью».

J. Shapiro «Contested Will», Simon&Schuster, 2010

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты