Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Алексей Леонтьев

психолог

Разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии.

Об эксперте

Основное

Родился в 1903 году в семье простых служащих. Родители стремились дать ему качественное образование, и Леонтьев поступил в Московский университет на факультет общественных наук, где выдающийся философ и психолог Г.И. Челпанов читал курс лекций по психологии. Параллельно Челпанов возглавлял Институт психологии, поэтому вскоре Леонтьев поступил туда в качестве аспиранта. Его научным руководителем стал Л.С. Выготский, вместе с которым они изучали свойства культурного развития памяти. Также в стенах Института состоялось знакомство Леонтьева с Н.А. Бернштейном и А.Р. Лурией, этот период ознаменовался соавторством в нескольких значимых работах, творческий союз распался вместе со смертью Выготского. В 1929 году Леонтьев встретил свою будущую жену. Супруга психолога никогда не препятствовала его научным изысканиям, и всячески способствовала новым достижениям в этой сфере. Умер Алексей Николаевич в 1979 году. И сын, и внук выбрали психологию в качестве своей профессиональной деятельности, и добились заметных успехов на этом поприще.

Научная деятельность Леонтьева началась и стремительно развивалась под руководством Выготского, однако уже в 1930-х годах психолог, не отказываясь от концепции культурно-исторической парадигмы, вступил в дискуссию со своим учителем. Выготский был сконцентрирован на сознании, в то время как Леонтьев заинтересовался изучением человеческой жизнедеятельности, которая формирует это сознание. Эта тема нашла выражение в его докторской диссертации, посвященной эволюции психической составляющей у живых организмов: так, у простейших наблюдается элементарная раздражимость, в то время как у человека можно зафиксировать широкий спектр эмоциональных ответов организма. Однако, вместо привычной концепции внешнего и внутреннего, Леонтьев настаивал на связке «процесс-образ». К началу 1940-х годов Леонтьеву удалось сформулировать определенные единицы и структуры, необходимые для анализа деятельности и сознания. В частности, было установлено, что человеческая деятельность имеет три уровня: деятельность сама по себе, действия, необходимые для достижения целей, и операции, соответствующие условиям для реализации деятельности. В следующее десятилетие Леонтьев представил тезис о системном строении психики в исторической перспективе. Согласно этому тезису, практическая деятельность и психическая едины и, помимо этого, могут переходить из одной формы в другую. Этот период был ознаменован выходом книги «Проблемы развития психики», за которую Леонтьев получил Ленинскую премию. В начале 1960-х Леонтьев сосредоточился на проблемах психического отражения в более широком смысле: например, он доказал, что чувственные образы могут быть построены, только если присутствует активность со стороны органов восприятия. Книга «Деятельность. Сознание. Личность», вышедшая в 1975 году, подвела итог его многолетней научной работе: Леонтьев заключает, что главный признак деятельности — предметность, и регулируется она посредством сознания.

Книги

Деятельность. Сознание. Личность

Лекции по общей психологии

Проблемы развития психики

Философия психологии

Эволюция психики

Образование

Московский университет, факультет общественных наук

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.