Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Освальд Кюльпе

психолог, философ

Основатель Вюрцбургской школы психологии, пионер в области экспериментального метода в отношении высших психических процессов.

Об эксперте

Основное

Родился в 1862 году в Латвии. В 19 лет начал образование в Лейпцигском университете, где намеревался выбрать историю, но, поддавшись влиянию Вундта, сконцентрировался на философии и экспериментальной психологии. Все обучение в университете прошло у Кюльпе под руководством Вундта, эти же отношения продолжились и после получения им докторской степени: сначала он стал ассистентом Вундта, а затем – экстраординарным профессором. Неудивительно, что при таком тесном сотрудничестве Кюльпе был последователем Вундта, однако, по мере расширения своей научной практики, Кюльпе стал склоняться к исследованию тех аспектов, которые Вундт в своей психологии отклонял. В 1894 году Кюльпе переехал в Вюрцбург, где стал профессором университета. Двумя годами позже он основал там психологическую лабораторию, в стенах которой проводились исследования, мгновенно привлекающие внимание в психологическом обществе. В 1909 году Кюльпе переехал в Бонн, а еще позже – в Мюнхен. Там он занимался философией и эстетикой - изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Умер Освальд Кюльпе в 1915 году.

Освальд Кюльпе – пионер в области экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление. В этом он кардинально отошел от учения Вундта и сформировал принципиально новый подход к исследованиям. Благодаря этому лаборатория под его руководством получила признание и привлекала молодых и талантливых специалистов. Однако, помимо обширной эмпирической работы, им импонировала личность самого руководителя лаборатории, который был неизменно дружелюбным и осторожным с критикой. В такой атмосфере специалисты работали гораздо эффективнее и генерировали идеи, которые на тот момент были по-настоящему инновационными. Если на первых этапах в стенах лаборатории повторяли, в основном, эксперименты Лейпцигской школы, то затем Кюльпе и его последователи выдвинули ряд принципиально новых положений. Так, Кюльпе преобразовал метод интроспекции в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы. Немаловажной проблемой для Кюльпе была также проблема установки. Под этим он понимал бессознательную направленность на поиск решения для задачи, она возникает в тот момент, когда эта самая задача принимается в качестве цели. Установка по Кюльпе – в некотором смысле аналог современного понятия мотивации. Содержание направленности на решение задачи члены лаборатории связали со значением этой задачи для испытуемого. Среди многочисленных учеников Кюльпе был М. Вертгеймер (будущий создатель гештальтпсихологии) и Дж. Энджел (лидер американской функциональной психологии).

Книги

Введение в философию

Образование

Изучал философию и экспериментальную психологию в Лейпцигском университете.

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.