Черно-белая графика в стиле Маурица Эшера
Задатки — это врожденные, устойчивые анатомо-физиологические особенности нервной системы и строения организма, которые являются природной основой для развития способностей. Простыми словами, задатки — это то, что дано человеку от рождения, его «стартовый капитал» в виде свойств нервной системы, типа мышления или физических данных.
Сами по себе они еще не гарантируют наличие таланта или гениальности, но создают благоприятную почву, на которой при правильном воспитании, обучении и практике могут вырасти выдающиеся способности. Без соответствующих задатков развитие определенных способностей если и возможно, то будет проходить с большим трудом и никогда не достигнет высот, доступных человеку с подходящими врожденными предпосылками.
Признаки и проявление задатков
Чтобы понять, что такое задатки, важно знать их ключевые признаки. Они не проявляются в готовом виде, как, например, умение решать уравнения или играть на скрипке. Их можно увидеть лишь косвенно, в потенциальной готовности психики и организма к быстрому освоению конкретной деятельности.
Задатки заключаются в следующем:
В свойствах нервной системы
Это сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения). Например, сильная и подвижная нервная система может быть задатком для развития организаторских или художественных способностей, где требуется быстрая реакция и работа в условиях стресса.
В особенностях строения анализаторов
Острота зрения и цветовосприятие — задатки для художественных способностей; тонкий музыкальный слух — для музыкальных; высокая чувствительность обонятельных рецепторов — для способностей парфюмера или дегустатора.
В особенностях строения организма
Рост, гибкость суставов и пластичность мышц являются задатками для спортивных способностей в баскетболе или гимнастике. Специфическое строение руки может быть задатком для развития хирургических способностей.
В функциональных особенностях мозга
Сюда относят врожденные особенности работы полушарий (доминирование левого или правого), скорость образования нервных связей, память и врожденные типы мышления (например, склонность к абстрактному или образному мышлению).
От чего зависят задатки? В первую очередь, от генетики и особенностей внутриутробного развития. Они передаются по наследству и являются биологическим фундаментом будущей личности. Однако их реализация полностью зависит от окружающей среды, воспитания и собственной активности человека.
Причины возникновения и значение задатков
Возникновение задатков — это результат длительной биологической эволюции человека. Они формировались как механизмы адаптации к окружающей среде, позволяющие виду выживать и развиваться. Разнообразие задатков в популяции гарантирует, что в любых условиях найдется человек с нужными природными предпосылками, чтобы решить новую задачу.
Зачем они нужны?
Значение задатков огромно для общества и для отдельного человека.
Для человека: они определяют зону его ближайшего развития и потенциально легкого, успешного освоения навыков. Понимание своих задатков помогает выбрать профессию или хобби, в которых можно максимально реализовать свой природный потенциал.
Для общества: разнообразие задатков обеспечивает наличие людей с самыми разными способностями — от ученых и художников до спортсменов и мастеров-ремесленников. Это создает многогранную и устойчивую социальную структуру.
Термин «задатки» в психологии был глубоко разработан и введен в широкий научный оборот советскими психологами, в частности Б. М. Тепловым. Он не «придумал» их, а дал четкое научное определение, отделив врожденные предпосылки от самих способностей, которые формируются в деятельности.
Разновидности задатков
Классификация задатков строится на их происхождении и связи с конкретными сферами деятельности. Условно их можно разделить на два больших типа и несколько подвидов.
Врожденные (природные) задатки:
Общефизиологические: общая выносливость, сила нервной системы, крепкое здоровье. Являются базой для развития многих общих способностей.
Сенсорные: связаны с работой органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).
Психодинамические: тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), который определяет стиль деятельности, а не ее результат.
Интеллектуальные: врожденная скорость мыслительных процессов, память, склонность к анализу или синтезу.
Приобретенные (социальные) задатки:
Важно понимать, что в процессе жизни на базе врожденных задатков формируются приобретенные. Простыми словами, уже развитые способности низкого порядка становятся задатками для развития более сложных. Например:
Умение читать и писать (приобретенная способность) является задатком для освоения литературы и истории.
Знание элементарной математики — задаток для изучения высшей.
Навык игры на фортепиано — задаток для дирижирования или композиции.
Таким образом, развитие человека — это непрерывная цепь: врожденные задатки -> простые способности -> они же становятся приобретенными задатками -> сложные способности.
Как развить потенциал и применить эту информацию
Ключевой вывод: сами задатки развить нельзя, они даны от природы. Но можно и нужно создавать условия для развития способностей, которые на них опираются.
Как развить хорошие способности на основе своих задатков:
Выявите свои сильные стороны. Проанализируйте, что вам дается легко и приносит удовольствие. К каким предметам в школе у вас была склонность? Что вы схватываете на лету? Не стесняйтесь пройти профориентационные тесты у психолога или самостоятельно.
Обеспечьте благоприятную среду. Задатки без практики «засыпают». Если вы заметили у ребенка склонность к музыке, обеспечьте ему доступ к инструменту и урокам. Если вы сами чувствуете интерес к программированию, начните с онлайн-курсов. Среда — это топливо для двигателя, которым являются задатки.
Тренируйтесь осознанно и постоянно. Развитие любой способности требует целенаправленной и систематической деятельности. Осознанная практика, а не просто механическое повторение, помогает построить прочные нейронные связи на основе имеющихся задатков.
Компенсируйте недостатки. Помните о механизме компенсации. Отсутствие абсолютного слуха можно компенсировать развитием чувства ритма и глубоким изучением теории музыки. Невысокий рост в баскетболе — скоростью и точностью броска.
Важные моменты для понимания
Задатки многозначны. Это самый важный нюанс. Один и тот же задаток может стать основой для разных способностей. Например, тонкое цветовосприятие может сделать из человека как великого художника, так и выдающегося дизайнера одежды, стилиста или визажиста. И наоборот, разные задатки могут привести к развитию схожих способностей. Добиться успехов в музыке можно и с абсолютным слухом, и с его отсутствием, но с великолепным чувством ритма и трудолюбием.
Никогда не стоит говорить: «У меня нет к этому способностей». Вернее будет: «У меня не было возможности или желания развить эти способности на основе своих задатков».
Ваша задача — не искать оправдания, а исследовать свой внутренний потенциал и дать ему возможность раскрыться через деятельность, интерес и постоянное обучение. Понимание этой темы дает мощный инструмент для саморазвития и более осознанного и гармоничного подхода к воспитанию детей.