Глоссарий. Психологический словарь.

Негативизм

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию. Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований. Изначально этот термин употреблялся только для обозначения патологических явлений, которые возникали с течением того или иного психического заболевания. Сегодня же негативизм рассматривается в более широком значении и употребляется не только в психологии, но и в других научных сферах, например в педагогике. Самый частый случай проявления негативизма в «рядовых» ситуациях (то есть не связанных с психическими заболеваниями) – это столкновение потребностей субъекта с противоречащими им воздействиями со стороны. Таким образом, происходит отказ от выполнения чего-либо, который приобретает функцию защитного механизма с целью выхода из конфликта. Негативизм представлен в двух диаметрально противоположных формах: активной и пассивной. Активный негативизм сопровождается непосредственными действиями, то есть человек не только не выполняет то, что от него требуют, но и делает все совершенно наоборот. Пассивный же негативизм – это просто отказ совершать требуемое. Если по природе своей негативизм носит эпизодический и ситуативный характер, то с течением жизни он, при состоянии постоянного отрицания, может трансформироваться в черту характера. Отдельного внимания заслуживает так называемый детский негативизм – своеобразная форма протеста, который ребенок использует против реально существующего или воображаемого неблагоприятного отношения к нему взрослых. В таком случае негативизм у детей может проявляться самыми разными способами, от простого каприза до грубости или же замкнутости. Причиной детского негативизма может стать неудовлетворенность в каких-то насущных для ребенка потребностях, например в общении, внимании, одобрении и т.д. Когда подобные потребности не встречают внешнего отклика или блокируются, это становится источником глубоких переживаний у ребенка. По мере их осознания возникает опасность развития негативных тенденций в его поведении. Если же подобная «блокировка» продолжается длительное время, негативизм может стать частью характера подрастающего ребенка, качеством его личности. Однако ситуация не безнадежна: ребенка можно обезопасить путем психологической диагностики, которая поможет либо совсем устранить проявления негативизма, либо существенно их смягчить.

P на эту тему
Psychologies приглашает
Стараетесь использовать каждую минуту с пользой?

Электронные книги PSYCHOLOGIES

СКАЧАТЬ
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты